Более 600 дней США лидировали по объемам помощи Украине. Сейчас, однако, они превратились из главного помощника в одну из самых больших проблем, пишет журнал Economist. Уже выделенная помощь на исходе, а новую помощь американский Конгресс до сих пор не утвердил и, не исключено, что утвердит, причем, неизвестно, в каком объеме (скорее всего, еще меньше, чем раньше), лишь после новогодних праздников.
«Весной военная помощь текла широкой рекой, ― приводит Economist высказывание одного из своих информированных источников. ― Сейчас ее так мало, что она больше похожа на слезы».
В контексте такого «последствия» Америки журнал рассматривает ситуацию на фронте. Контрнаступление, о котором так много говорили на Западе, провалилось, пишет Economist. Украину ждет трудная зима. Причем, зимовать придется в обстановке большой неопределенности: в то время, как Россия наращивает военное производство, Америку, главного помощника Киева, парализовали внутренние «разборки», к которым полтора месяца назад добавилась еще и война между Израилем и ХАМАС.
Глава Пентагона Ллойд Остин посетил Киев 20 ноября и попытался успокоить украинцев, заявив, что США помогают Украине сейчас и продолжат помогать и в будущем. И все же он прекрасно знает, что помощь, вернее, деньги на нее, выделяет Конгресс. Между тем, перевес в его нижней палате ― Палате представителей сейчас на стороне изоляционистского крыла Республиканской партии, выступающего, как минимум, за сокращение помощи Киеву и за более тщательную проверку того, как она используется. За два месяца Конгресс дважды договаривался о предотвращении шатдауна правительства и оба раза новая помощь Украине в соглашения не попадала.
Сенат, где большинство у демократов, конечно, попытается сдвинуть дело с мертвой точке в декабре, перед очередным шатдауном, который нависнет над США уже в январе. Президент Байден потребовал от Конгресса 106 млрд долларов, 61 миллиард из которых предназначается для Украины, а остальные ― для Израиля и на другие проблемы, связанные с национальной безопасностью США. Республиканцы увязывают помощь Украине с ужесточением политики Вашингтона на границе с Мексикой. Согласно источникам, сейчас идут энергичные обсуждения, но позиции сторон по-прежнему далеки друг от друга.
Причем, чем дольше зависает вопрос с помощью для Украины, тем больше обе американские партии отвлекаются на подготовку к президентским выборам. Существуют даже опасения, пишет Economist, что если соглашение не будет достигнуто до рождественских праздников, то вопрос может зависнуть как минимум на 10 месяцев и к нему могут вернуться лишь после президентских выборов в ноябре 2024 года. А если победу одержит Трамп, то не исключено, что никакого возвращения и не будет по той причине, что он, по крайней мере, на словах тоже не расположен помогать Киеву.
«Время не на нашей стороне», ― приводит журнал мрачный комментарий одного из американских сенаторов, поддерживающих Киев и помощь ему.
Украинское руководство на публике делает хорошую мину при плохой игре и всячески показывает, что Америка не может бросить Украину.
«Я в это не верю», ― безапелляционно заявил недавно глава офиса Президента Украины Андрей Ермак, отвечая на вопрос о перспективах отношений с США. Он утверждает, что во время ноябрьского визита в Вашингтон нашел сильную поддержку Киева в обеих партиях.
Всего после 24 февраля 2022 года США оказали Украине военной, финансовой, экономической и гуманитарной помощи приблизительно на 75 млрд долларов. Еще в общей сложности свыше 100 млрд перечислили и передали европейские страны.
Американская помощь носит в основном характер военной, на долю которой приходятся 44 млрд долларов. В Пентагоне заявляют, что от «старой» помощи на данный момент осталось техники, вооружений и боеприпасов менее чем на 5 млрд долларов. Еще миллиард с небольшим у Пентагона осталось на пополнение собственных арсеналов. С учетом всеобщего истощения военных запасов на Западе, включая, естественно, и США, а также конфликта на Ближнем Востоке и потенциального конфликта между КНР и Тайванем, американские генералы вполне могут отказаться передавать Украине больше того, что им разрешено купить для пополнения собственных арсеналов и складов.
Не удивительно, что в среднем пакеты помощи Киеву в последнее время стремительно сокращаются: более чем с 1 с лишним миллиарда в месяц (максимум в размере св. 5 млрд долларов был в январе 2023 года) до 350 млн долларов в октябре и 250 млн в ноябре.
В Инициативе содействия безопасности Украине (USAI), еще одном источнике поддержки Украины, в котором когда-то было более 18 млрд долларов, сейчас тоже почти ничего не осталось. Средства этого фонда используются в основном для оплаты долгосрочных поставок от американского ВПК, поэтому по этой линии Киев будет получать оружие и без новой помощи Конгресса.
Главный европейский дипломат Жозеп Боррель призвал европейские страны подхватить «палочку», если американцы ее уронят. Брюссель в последние недели сделал несколько громких обещаний о продолжении оказывать помощь Украине. Не отстают от Еврокомиссии и отдельные европейские страны. Германия, к примеру, пообещала удвоить помощь Киеву в следующем году до 8,5 млрд долларов и планирует передать еще несколько систем ПВО. Объявили о новых пакетах военной помощи также Нидерланды, Финляндия и Литва, но на украинском горизонте собираются свинцовые тучи.
В Германии сейчас разгорается финансовый кризис, вызванный решением Конституционного суда запретить правительству пользоваться средствами из внебюджетных фондов, а именно из этих фондов правительство Шольца и собиралось брать деньги для украинцев. Не лучше ситуация и в Нидерландах, где на парламентских выборах победила Партия свободы во главе с Гертом Вилдерсом, выступающим вообще против помощи Украине. Это, кстати, ставит под вопрос поставки истребителей F-16, обещанные Марком Рютте. Дальше всех пошло новое правительство Словакии, уже прекратившее оказывать Киеву военную помощь. Не удивительно, что на Украине не очень надеются на обещания европейцев.
Украина уже чувствует «голод» по снарядам в артиллерийской войне с Россией. По словам Майкла Кофмана из американского аналитического центра «Фонд Карнеги за международный мир», украинцам летом требовалось 220 тыс. ― 240 тыс. крупнокалиберных снарядов (калибра 152 мм и 155 мм) в месяц. Сейчас интенсивность стрельбы украинских артиллеристов стремительно снижается и снизится до 80 тыс. ― 90 тыс. снарядов в месяц. Но даже эти низкие (по сравнению с летними) цифры значительно превосходят то, что сейчас производят в США и Европе ― 28 тыс. и 25 тыс. снарядов в месяц соответственно. Производство западного ВПК растет, в планах увеличение объемов производства втрое, но для этого потребуется не менее года. Причем, не все эти снаряды достанутся Киеву: часть американцы и европейцы заберут для пополнения собственных арсеналов и для помощи другим союзникам. Россия же производит артиллерийских снарядов больше Запада.
Украина пытается оживить собственный ВПК, очень мощный во времена СССР, но но которым с тех пор сильно пренебрегают, и в любом случае, признают в Киеве, она будет очень и очень сильно зависеть от Запада.
Без поддержки Америки, уверен Кофман, Украине не организовать новое крупное контрнаступление. Конечно, говорит он, Киев может попытаться увеличить применение дронов, но в конечном итоге все равно будет вынужден уйти в оборону.