По данным NFT Crypto Capital, в будущем рынок NFT удвоится — с 1,6 млрд долларов в 2023 году до 3,2 млрд в 2027-м. Разработчик Олег Акбаров работал над несколькими интересными проектами, в том числе и над NFT маркетплейсом. Мы поговорили с ним об особенностях таких кейсов и будущем индустрии.
- Олег, нам известно, что за 20 лет своей карьеры вы успели поработать над несколькими яркими проектами, в их числе, например, Zora. Расскажите о нем подробнее.
- Zora начиналась как NFT протокол с несколькими заметными отличиями от конкурентов. Для того чтобы объяснить разницу позвольте мне дать контекст: проекты, которые используют блокчейн, отличаются от традиционных веб сервисов тем, что переносят важные данные в общедоступную открытую базу данных, но поскольку хранение данных в ней выше по стоимости, зачастую это лишь часть данных или их производная.
В данный момент это ограничение довольно серьезное: нельзя просто скопировать, к примеру, из какой-то соцсети и сделать его версию на блокчейне, поскольку стоимость инфраструктуры и производительность будут несравнимы. Таким образом, любой блокчейн проект должен сделать выбор, где в этом спектре он будет существовать — с одной стороны, полная децентрализованность и следование принципам web3, а с другой - традиционный веб-проект, где блокчейн лишь один из элементов.
В Zora мы создали уникальный протокол и маркетплейс на его основе, который был практически неотличим от традиционного веб проекта, но при этом использовал блокчейн и был полностью децентрализованным.
- Поделитесь, с какими трудностями вы столкнулись пока занимались построением NFT маркетплейса?
- Нужно понимать, что блокчейн разработка все еще на ранней стадии своего развития. Для того чтобы взаимодействовать со смарт-контрактами, необходимо иметь довольно глубокие знания о том, как устроена виртуальная машина Ethereum. Зачастую для этого приходится нырять на достаточно низкий уровень. Качество библиотек, к которым веб-разработчик привык, отличается на порядок, поэтому надо быть готовым к тому, что придется писать патчи самому.
Это отличительные черты любой молодой и перспективной технологии: взамен мы получаем безграничный потенциал роста, если все складывается хорошо, или бесценный опыт, если нет. В этом смысл маркетплейса был уникальным, потому что мы пытались добиться привычного пользовательского опыта (UX) при этом работая с полностью децентрализованным протоколом.
- Это впечатляет! Что вам дал такой интересный опыт?
- Я убежден, что иногда очень полезно выходить из зоны привычной компетенции и погружаться в абсолютно новую область. Это помогает сохранить пластичность ума и дает новые перспективы для привычных задач. Труд разработчика зачастую достаточно однообразен — мы ограничены рамками API, фреймворка и языка программирования. Если периодически менять технологии, с которыми работаешь, то становится гораздо проще научиться смотреть в суть поставленной задачи и понимать, на каком уровне ек решение будет оптимальным. Мне нравится высказывание «лучший код — это тот, который не написан». Моя трактовка заключается в том, что программа или ее элемент — это решение некой задачи и часто работа программиста — это попытка найти ответ на вопрос, какие именно подзадачи надо выбрать для того, чтобы добиться решения. Часто оказывается, что в одну и ту же точку ведут разные пути и кратчайший — не всегда самый быстрый и эффективный.
- Были ли на вашем пути другие проекты, которые оказали на вас сильное влияние и позволили добиться роста?
- Конечно, например, веб-версия Replika была первым большим проектом на стеке React/TypeScript и, кроме того, одним из первых по-настоящему популярных консьюмерских AI проектов в мире. Над кейсом работала невероятно талантливая и совсем немногочисленная команда. Эта комбинация означает, что от каждого участника требуется быстро разбираться в поставленной задаче и дисциплинированно ее решать. На помощь можно рассчитывать только в формате вопрос-ответ и ответственность за результат лежит на каждом. Мне нравится такая атмосфера, потому что я чувствую драйв, а он помогает выходить на новый уровень. Когда понимаешь, что код будет ревьюить твой коллега, у которого за плечами 20 лет опыта в крупнейших компаниях мира, волей-неволей приходится соответствовать.
Replika — была временем, когда мы только обкатывали паттерны, которые лягут в основу взаимодействия с AI. Мое время там навсегда запомнится со знаком плюс.
- Какое будущее индустрии разработки вы, как талантливый разработчик, видите?
- Главный плюс IT индустрии в том, что она постоянно меняется. Каждые пару лет растут вычислительные мощности, доступные разработчиками, и вместе с этим появляются новые возможности. То, что было невозможно вчера, будет привычным завтра. Как вы уже поняли, я технооптимист: все проблемы, которые технологии создают, они же сами успешно и решают.
Если говорить предметно, то очевидно, что недавние прорывы в больших языковых моделях LLM в частности и в AI в целом дадут импульс для изменений, которые затронут все сферы жизни. Я не сомневаюсь в том, что порядок будет сопоставим и изобретением персонального компьютера и интернета. И это минимум.