Anabar основали в 2020 году два выходца из компании ЦИАН — Петр Марков, ранее отвечавший за развитие «Циан» в регионах России, и Павел Тарасов, возглавлявший отдел ML и Data Science в «Циан». В 2022 году Anabar привлек первые инвестиции в размере 65 млн рублей от IT-интегратора «Первый Бит» и 13 бизнес-ангелов. Вся компания была оценена в 275 млн рублей. Сейчас Anabar предлагает инструменты, которые позволяют автоматизировать продвижение и аналитику на маркетплейсах, в первую очередь — на Ozon и Wildberries. Его услугами пользуются уже 2000 поставщиков, включая «Детский мир», «Омрон» и «Эксмо». Сейчас «Анабар» — холдинг, куда включены ООО «Динамика», продающая лицензии на ПО, и ООО «Кинетика», непосредственно оказывающая услуги.
Механизм Pre-IPO означает, что еще до того, как компания становится публичной и выпускает свои акции на бирже, она открывает возможность инвесторам выкупить долю в непубличной организации. В презентации для инвесторов указано, что в ходе Pre-IPO Anabar планирует привлечь 225 млн рублей. Стартап предлагает 36 тыс. акций по цене 6250 рублей за бумагу. Anabar также предлагает инвесторам страховку: если компания не станет публичной до 2027 года, то она выкупит акции с премией 16%.
Вся компания при этом оценивается в 938 млн рублей. При этом входящая в холдинг ООО «Динамика» по итогам 2022 года впервые с момента основания получило чистую прибыль — 958 тыс. рублей. Основанное в 2022 году ООО «Кинетика», в которой 80% принадлежат Петру Маркову, завершило первый год работы с чистой прибылью в 442 тыс. рублей.
Сами аналитики Anabar ожидают по итогам 2024 года выручку в размере 1 млрд рублей. Для сравнения, выручка ООО «Динамика» по итогам 2022 года составила 35,9 млн рублей, ООО «Кинетика» около 2 млн рублей. По мнению компании, в 2025 году 1 млрд рублей будет составлять уже прибыль.
Еще один пункт, на который стоит обратить внимание — маркетплейсы все чаще создают собственные продукты для аналитики. Самый свежий пример — Ozon, который с октября 2023 года предлагает сервис аналитики продаж для внешнего рынка. Его Ozon Data формирует отчеты на основе больших данных по более чем 300 тысячам компаний и 200 млн товаров на площадке. Он доступен для любого бизнеса, независимо от того, зарегистрирован он на маркетплейсе или нет. Пользователи смогут получить данные по товарам, подкатегориям, брендам, ценам и продавцам. Стоимость данных начинается от 5000 рублей, что не сильно превышает ценник Anabar — их тариф «Экспресс» «для легкого старта на маркетплейсах» стоит 4900 рублей.