В Панамском канале рухнул трафик

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
14 декабря 2023, 12:21

Важнейшая водная артерия, связывающая Атлантический и Тихий океаны, фактически закрыта для больших судов.

Paul Harrison

Данные по трафику Панамского канала в ноябре вызывают серьезную тревогу за глобальную торговлю. Особенно с учетом того, подчеркивает сайт freightwaves.com, что, как утверждают эксперты, это даже только вершина айсберга, а реальные проблемы гораздо больше, серьезнее и глубже.

В ноябре по Панамскому каналу прошло, согласно данным Администрации Панамского канала (АСР), на 22% меньше судов, чем в октябре. Причем, впервые после начала засухи статистические данные по трафику снижаются не только на старых и небольших шлюзах Panamax. Они также обрушиваются и на больших и современных шлюзах Neopanamax, которые были открыты в 2016 году.

Через Neopanamax шлюзы проходят огромные контейнеровозы, перевозящие грузы из Азии в американские порты Восточного побережья США и Мексиканского залива, а также газовозы, везущие сжиженный газ (СПГ) из США азиатским покупателям. Транзит через Neopanamax шлюзы в ноябре снизился по сравнению с октябрем на 28%, а через Panamax шлюзы — на 19%.

Как следует из данных, особенно сильно пострадал транзит контейнеровозов, а также газовозов, перевозящих сжиженный нефтяной газ, смесь пропана и бутана под давлением (СНГ), и СПГ и проходящих через Neopanamax шлюзы. Что касается обвала транзита через Panamax шлюзы, то там больше всего пострадал трафик сухогрузов.

Конец года — самое напряженное время для экспорта у американских фермеров. В ноябре и декабре через Панамский канал обычно проходит много сухогрузов с американским зерном из портов Мексиканского залива в Азию. Сейчас же основной трафик этих кораблей переместился в Суэцкий канал: если в октябре через Панамский канал прошли 164 сухогруза Panamax, то в ноябре — всего лишь 87, т.е. на 47% меньше.

Несмотря на то, что о засухе в зоне Панамского канала говорят еще с конца весны, последствия его для транзита контейнеровозов, следующих из США в Азию и в противоположном направлении, стали проявляться только в конце осени. За первые 10 месяцев 2023 года трафик через Neopanamax шлюзы оказался даже на 4% выше, чем за тот же период времени прошлого года. Например, в октябре количество проходов судов был даже  на 7% выше в годовом выражении.

Однако в ноябре картина резко изменилась. В последнем осеннем месяце через Neopanamax шлюзы проходило в среднем 7,37 кораблей в день, что на 25% меньше 9,83 - средней дневной нормы в ноябре 2022 года.

В отличие от современных больших шлюзов снижение транзита по старым небольшим шлюзам Panamax началось еще в мае. В мае-октябре средний дневной трафик по этим шлюзам снизился на 11% в годовом выражении. Снижение, конечно, тоже существенное, но оно не идет ни в какое сравнение с обвалом в ноябре, составившим 18,74 прохода, что, между прочим, на 29% меньше, чем в ноябре прошлого года.

Наряду с негативом начали появляться и пока еще редкие положительные новости. К примеру, из-за того, что все больше кораблей сейчас Панамскому каналу предпочитают Суэцкий, время ожидания в очереди в декабре резко пошло вниз.

В начале ноября года были зарезервированы 10 дневных слотов (стоянок) для прохода через Neopanamax шлюзы, но к 1 декабря их число сократилось до 6, а к 1 января ожидается снижение до 5.

В начале ноября были зарезервированы 22 слота перед Panamax шлюзами. К 1 декабря их число уменьшилось до 16, а к 1 января — ожидается снижение до 15. Еще через месяц, к 13 февраля, оно, по прогнозам, сократится до 13 судов.

Достаточно сказать, что 13 декабря очередь кораблей, приплывших без предварительного резервирования, резко сократилось до 23. Общее же число судов в очереди как с резервированием, так и без него упало до 76. В августовский пик, пришедшийся на 9 августа, оно составляло 163.

Среднее время ожидания прохода судов без резервирования в ноябре резко выросло и достигло пика — 11,4 29 ноября. Это, кстати, в 5,4 раза больше, чем было 2 ноября.

С другой стороны, в декабре время ожидания неуклонно снижалось. Оно сократилось 13 декабря до 8 дней, т.е. почти на треть (30%) меньше максимума конца ноября.

Иная картина со временем ожидания на альтернативных маршрутах между Атлантическим и Тихим океанами. Так, на северном маршруте для кораблей без брони оно достигло 6 декабря максимума в 15,2 дня, что тоже в 5,4 раза больше, чем было в самом начале ноября.