В Брюсселе проходит последний в этом году саммит Евросоюза (ЕС). Так же, как все последние месяцы, главное внимание на нем уделено Украине. Брюссель оставил на конец года два важных вопроса: утверждение начала переговоров о её вступлении в ЕС и об оказании бюджетной помощи Киеву, по которой он может получить в течение 4 ближайших лет 50 млрд евро. В первый день саммита удалось положительно решить для Киева лишь вопрос о начале переговоров о вступлении в ЕС, которые, как известно на примере Турции, могут безрезультатно тянуться десятки лет.
Тем не менее, для президента Зеленского, для которого вторая половина года выдалась просто катастрофической, даже такое половинчатое решение является успехом. По крайней мере, украинский президент, так и не рискнувший лично приехать на саммит, представит это как победу. Естественно, личную. Даже при том, что по не менее важному, а с учетом срочности и самому сейчас важному вопросу — финансовой помощи никакого прогресса пока нет.
Наверняка в Киеве надеются быстро стать новым членом объединенной Европы, но очевидно, что рассчитывать на особое отношение украинцам не стоит, чтобы потом не пришлось разочаровываться. Известно, что переговоры формально начнутся в марте следующего года, но речь на них пойдет вовсе не о вступлении. Киеву предложат для начала выполнить несколько дополнительных требований.
Кстати, на саммите также договорились начать переговоры о вступлении в ЕС Молдовы и Боснии (после того, как она выполнит последние требования Брюсселя) и дать статус «кандидата» на вступление Грузии.
Бюджетная помощь Украине — главный вопрос второго дня работы саммита. Евроначальство, конечно, продолжит выкручивать руки бунтарям типа венгерского премьера Виктора Орбана, который категорически против выделения Киеву еще 50 млрд евро, и одновременно показывать им морковки. Для каждого из бунтарей, к которым относятся также лидеры Словакии и, что довольно неожиданно, Австрии, «морковка» своя.
Для Орбана — финансовая. Брюссель заморозил 30 млрд евро, выделенные для Будапешта в виде субсидий и грантов. Деньги для маленькой Венгрии, конечно, немалые. К примеру, даже трети замороженной суммы — 10 млрд евро, которые Еврокомиссия готова разморозить в обмен на уступки Орбана, Венгрии хватит для покрытия дефицита бюджета. Не удивительно, что Будапешт, хотя и остается при своем мнении — что Украине вступать в ЕС рано и что это приведет к серьезным неприятностям для объединенной Европы, но все же пользоваться правом вето не стал. В голосовании о начале переговоров о вступлении Украины в Евросоюз участвовали 26 из 27 членов Союза. Виктор Орбан, заявивший после голосования, что остается при своем мнении, дипломатично устранился и даже вышел из зала заседаний, когда проходило голосование.
Впрочем, в пятницу 15 декабря в радиопрограмме «Доброе утро, Венгрия» премьер-министр Орбан вполне конкретно сформулировал свою позицию: сегодня членство Украины в ЕС, начало переговоров о ее вступлении в Европейский союз не совпадает с национальными интересами Венгрии; Европейский союз должен сначала заключить соглашение о стратегическом партнерстве с Украиной и должен позаботиться о финансировании Украины средствами, выходящими за рамки бюджета ЕС, прозрачным образом.
Сегодня, очевидно, все будет зависеть от решимости сторон — Еврокомиссии и Виктора Орбана защищать свою позицию и от их готовности идти на компромиссы. Будапешт категорически возражает против оказания бюджетной помощи Украине, но, естественно, хочет получить свои собственные оставшиеся две трети замороженных субсидий и грантов. Накануне саммита Виктор Орбан публично заявлял, что субсидии никак не связаны с его позицией по Украине. Однако получив 10 млрд, он все же фактически допустил начало переговоров о вступлении Киева в ЕС.
Президент Евросовета Шарль Мишель после первого дня саммита заявил журналистам, что принятие бюджетной помощи Киеву, скорее всего, придется перенести на январь 2024 года. Это значит, что или Орбан все же не намерен давать согласие на выделение Украине 50 млрд евро даже в обмен на 20 млрд, что в общем-то вполне возможно (по крайней мере, он говорил об этом и накануне саммита и на нем), или Брюссель не хочет размораживать остаток субсидий для Будапешта и тем самым терять последнее орудие давления на строптивых венгров, что, правда, менее вероятно. О возвращении к выделению Украине бюджетной помощи в конце января 2024 года говорил, кстати, и дорабатывающий последние недели премьер-министр Нидерландов Марк Рютте.
Европейские страны также в основном договорились в четверг, как пишет Bloomberg, в целом и по 12-му пакету санкций против России. Речь, в частности, идет о запрете российских алмазов и об ужесточении контроля за выполнением ценового потолка на российскую нефть. Однако из-за Австрии, которая продолжает упорствовать и не хочет утверждать новый пакет антироссийских санкций, об их принятии пока формально не объявлено.