«Соликамский магниевый завод» (СМЗ) намерен реализовать проект по строительству крупного производства по разделению редкоземельных металлов. Объем, стоимость и сроки реализации проекта на СМЗ пока не называют, однако отмечается, что пока не называются, однако отмечается, что запуск этого производства позволит российской промышленности получить ниодим, празеодим, лантан и церий и наладить выпуск постоянных магнитов, используемых, например, при выпуске ветрогенераторов и электротранспорта, катализаторов для нефтехимии и другой высокотехнологичной продукции. Также будет восстановлена производственная цепочка по выпуску металлического тантала в слитках, что позволит гарантировать необходимые объемы производства различных форм проката и порошков для российской электронной промышленности.
По данным российской Ассоциации производителей и потребителей редких и редкоземельных металлов мировое производство РЗМ за последние 10 лет выросло почти в три раза — со 110 тыс. тонн до 300 тыс. Абсолютным доминантом на этом рынке за последние годы стала Китайская народная республика. В России же выпуск «редкозема» остался практически неизменным и в настоящее время составляет 2,3 тыс. тонн.
Вместе с тем, наша страна обладает всем необходимым для развития этой отрасли — сырьевой базой, опытом добычи и переработки РЗМ.
Головное предприятия отрасли — Соликамский магниевый завод. СМЗ контролирует 100% российского рынка редкоземельных металлов, тантала и ниобия, 75% товарного магния, 4% титана. Сырье для производства редкоземельных металлов на Соликамский завод поставляется с Ловозерского ГОКа. Среднесрочная программа развития ГОКа предусматривает поэтапное увеличение объемов добычи руды и, соответственно, увеличение объема выпуска лопаритового концентрата более, чем в 2 раза от сегодняшнего уровня.
Напомним, что в 2022 году 89,5% акций СМЗ были изъяты у частных акционеров в пользу государства. А в декабре этого года правительство России выпустило распоряжение, по которому этот пакет в течение 6 месяцев должен быть передан госкорпорации «Росатом». Ранее, в мае этого года, государство передало «Росатому» доли в Ловозерского ГОКа, ранее принадлежавшие частым лицам и компаниям. Таким образом, горнорудный дивизион Росатома консолидирует в одних руках технологическую цепочку от добычи сырья и производства лопаринового концентрата до производства из него концентрата РЗМ, тантала, ниобия и титановой губки.
«Закончив концентрацию активов и увеличив плановые мощности производства на действующих предприятиях, Горнорудный дивизион «Росатома» сможет обеспечивать 100 процентов отечественного производства тантала, ниобия, циркония, неодима, празеодима, лантана, церия, скандия и около 60 процентов потребностей страны в титансодержащих концентратах», — считает первый заместитель генерального директора горнорудного дивизиона «Росатома» Алексей Шеметов.
Дорожная карта «Технологии новых материалов и веществ», принятая правительством в апреле 2020 года, предполагает увеличение объемов производства редкоземельных металлов к 2030 году до уровня выше 7 тыс. тонн, а редких металлов — 140 тыс. тонн.
По мнению генерального директора СМЗ и председателя Ассоциации редких и редкоземельных металлов, Руслана Димухамедова, в России есть мощный сырьевой фундамент, технологии, производства и компетенции в производстве РЗМ: «Но также важно признать, что существующего задела и мер поддержки недостаточно, чтобы активно двигаться вперед». Он считает, что необходимы следующие меры поддержки отрасли со стороны государства: «Это льготное финансирование: нужны не пятилетние кредиты, а гораздо более долгосрочные и с выгодной ставкой. Госрегулирование: мы должны добиваться, чтобы в отечественных изделиях была гарантированная доля российского сырья. Протекционизм: важно поддерживать свои проекты начальных переделов. Если свое сырье менее конкурентоспособно по отношению к сырью развивающихся стран, значит, нужно его дополнительно поддерживать. Особый статус промышленным регионам: создание комфортной городской среды, развитие образования — это то, что должны развивать и федеральные министерства, и региональные власти, и сами предприятия».