В 2010 году, когда Греция находилась на грани банкротства и едва ли не выхода из еврозоны и Евросоюза, в немецком таблоиде Bild появилась статья под громким заголовком: «Греки банкроты, продайте свои острова и Акрополь!»
Панайотис Лафазанис, возглавлявший в 2015 году министерство энергетики Греции, хорошо запомнил издевательский совет немцев полуторадесятилетней давности. В интервью все тому же Bild он сейчас, сообщает Financial Times, посоветовал немцам подумать над продажей одного-двух островов, чтобы решить проблемы с бюджетом, возникшие 15 ноября после запрета Конституционного суда ФРГ пользоваться средствами внебюджетных фондов. Конечно, рассуждает Лафазанис, можно поднять налоги, но это спровоцирует большой скандал. Поэтому немцам есть смысл, продолжил он, заняться продажей государственных активов, включая острова.
«Жизнь мстит,- подчеркнул Панайотис Лафазанис, имея в виду жесткую экономию, которую потребовали от греков международные кредиторы во главе с Германией, трижды помогавшие Афинам в 2010-18 годах кредитами.- Сейчас Германия попробует то, что она уготовала тогда для Греции».
Экс-министр не стал называть острова, которые, по его мнению, Берлин мог бы продать. Скорее всего он имел в виду знаменитый остров Рюген, популярный курорт на Балтийском море. Кстати, Рюген входил в избирательный округ Ангелы Меркель, когда она находилась у власти. Именно она и министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле стала стали главными архитекторами программ помощи Греции, условия которых сейчас припоминает немцам Лафазанис.
Греки, кстати, обошлись без продажи островов и Акрополя, как им советовал Bild. Наверняка, не последует совету Панайотиса Лафазаниса и правительство Олафа Шольца. Если говорить об островах, кстати, то немцы их обычно покупают, а не продают. В 1890 году, немцы, к примеру, приобрели у Великобритании остров Гельголанд, расположенный в Северном море, в обмен на признание Берлином прав британцев на ряд территорий на востоке Африки, включая Занзибар.
Самой известной покупкой территории одним государством у другого, пожалуй, является так называемая Луизианская покупка 1803 года, когда США купили у Франции территории, находящиеся западнее Миссисипи. Через 64 года США выкупили у России Аляску. Много разговоров вызвало и предложение Дональда Трампа в 2019 году купить у Дании… Гренландию. Он даже нелестно отозвался о тогдашнем премьере Дании Метте Фредериксен, отказавшей ему во вполне разумной и логичной, по его мнению, сделке.
Трамп тогда, между прочим, действовал вовсе не как какой-то сумасброд, каким его пытались представить недоброжелатели. Впервые Гренландия заинтересовала американцев в 60-е годы XIX века, одновременно с Аляской. Идея обрела вполне конкретные формы в 1946 году, когда стала очевидной стратегическая важность самого крупного на планете острова в холодной войне.