Но исход этой битвы, больше напоминающей гражданскую войну, еще не предрешен: общая численность эквадорских банд составляет несколько десятков тысяч человек и имеет в своем распоряжении солидный арсенал оружия, включая гранатометы и тяжелые пулеметы.
Силовое противостояние в Эквадоре развивалось стремительно. Из тюрем сбежали главари крупнейших бандитских группировок ― «Лос Чонерос» Хосе Масиас и «Лос Лобос» Фабрисио Колон Пико, арестованный несколько дней назад по обвинению в подготовке убийства генерального прокурора страны.
В факте побега не было ничего необычного ― тюрьмы опосредованно контролируются преступными группировками и побеги их главарей случаются часто. Но на этот раз в тюрьмах вспыхнули бунты, и заключенные захватили около 140 охранников в заложники, расстреляв нескольких из них во время видеотрансляции в соцсетях. У домов нескольких судей, вероятно выносивших обвинительные заключения руководителям преступных группировок, сработали взрывные устройства.
На улицах опустевших эквадорских городов члены преступных группировок поджигают автомобили и автобусы, вызывая у граждан ощущение хаоса и безвластия. А в городе Гуаякиль вооруженные бандиты захватили студию телекомпании TC Television во время прямого эфира, взяв в заложники находившихся там людей.
Криминал бросил вызов государству и выставил ему ультиматум о невмешательстве в преступную жизнь. Речь идет не об арестах рядовых членов преступных группировок (недостатка в желающих занять их место нет), а о задержаниях «уважаемых людей» и попытках разрушить «бизнес» по производству и транзиту наркотиков.
Летом этого года наркомафия уже громко заявила о себе, организовав результативное покушение на кандидата в президенты Эквадора Фернандо Вильявисенсио, собиравшегося бороться с криминалом. Незадолго до покушения Фернандо Вильявисенсио заявил, что ему угрожал главарь «Лос Чонерос» Хосе Масиас. По большому счету, убийство кандидата в президенты сошло мафии с рук ― полицейские застрелили киллера, а заказчик остался формально не установленным.
За последние четыре года количество убийств в Эквадоре выросло в четыре раза. В 2022 году в стране с населением 18 млн человек было совершено 7,8 тысяч убийств. Например, в том же году в Китае с населением 1,4 млрд чел этот показатель составил 8 тысяч убийств.
Иными словами, Эквадор уже давно захлестнула волна насилия, а тюрьмы страны превратились в проходной двор для лидеров преступных группировок. Начав боевые действия с государством, мафия просто пытается формализовать новый порядок вещей, при котором она уже давно стала основной силой в стране.
35-летний Даниэль Нобоа вступил в должность президента Эквадора всего полтора месяца назад и выглядит сегодня очень растерянным. Нобоа происходит из богатой эквадорской семьи, а родился и учился в США. Проведя свою недолгую сознательную жизнь за границей на высокой должности в отцовской фирме по экспорту бананов, вряд ли Даниэль Нобоа получил полное представление о стране, которой ему необходимо управлять в период гражданской войны.
Естественно, что Нобоа первым делом обратился за помощью к США, однако спикер Совета национальной безопасности США Джон Кирби заявил, что американские войска не будут отправлены в Эквадор. Очевидно, что президент США Джо Байден здраво рассудил, что накануне выборов ему менее всего нужны убитые американские солдаты на чужой войне.