Производство российской дорожно-строительной техники в 2023 году выросло в стоимостном выражении до 90 млрд рублей, это на 19% больше по сравнению с предыдущим годом, сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на данные Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования (Росспецмаш).
Данные Росспецмаша, отмечает агентство, объединяют статистику предприятий, выпускающих 80% всего объема производимой в стране техники для дорожного строительства.
Отгрузки этой техники на внутренний рынок в 2023 году увеличились на 15%, до 84 млрд рублей. В количественном выражении рост выражается следующими показателями: поставки кранов-трубоукладчиков выросли в 2,1 раза, экскаваторов-погрузчиков — на 63%, кранов-манипуляторов — на 35%, экскаваторов — на 29%, дорожных катков — на 21%, мини-погрузчиков — на 12,5%.
Зафиксировано и сокращение продаж в штуках по некоторым видам техники: телескопических погрузчиков поставлено на 34% меньше по сравнению с предыдущим годом, гусеничных бульдозеров — на 17%, автогрейдеров — на 12%, фронтальных погрузчиков — на 6%, автокранов — на 5%. Причиной падения поставок в отрасли называют «агрессивный импорт».
«На производство и отгрузки строительно-дорожной техники положительно повлияли высокие объемы строительства и реализация масштабных инфраструктурных проектов. При этом одной из главных проблем для отрасли является агрессивный импорт», — отмечают в ассоциации.
По оценке Росспецмаша, за 2023 год в Россию ввезли дорожно-строительной техники на 440 млрд рублей (+58%). Отметим, что это почти в 5 раз превышает объем поставок российских предприятий.
«В результате ряд ключевых сегментов отечественной дорожно-строительной техники показали отрицательную динамику. Импорт доминирует в таких сегментах, как автогрейдеры, экскаваторы, дорожные катки, фронтальные погрузчики, асфальтосмесительные установки. Доля, которая приходится на зарубежные поставки этой техники, варьируется от 65% до 94%», — говорят эксперты.
В ассоциации отмечают, что за счет более выгодных условий производства и господдержки [со стороны своего правительства] китайские производители предлагают более низкие цены, уровень которых часто «находится на грани рентабельности или даже за её гранью».
«Кроме того, отечественные заводы сталкиваются с отсутствием производства в России ряда ключевых компонентов, либо их предложение не может удовлетворить имеющийся спрос. А такие факторы, как дорогой металл, запретительно высокие ставки по кредитам, высокие налоги, приводят к дополнительным издержкам производства», — указывают в Росспецмаше.
Ассоциация традиционно заявляет о необходимости увеличения финансовой поддержки отрасли через гранты производителям, налоговые и кредитные льготы, а также видит целесообразность в защите российского рынка. В частности, предлагается и дальше поэтапно пересматривать ставки утильсбора, а также применять техрегулирование, чтобы контролировать добросовестность выполнения сертификации ввозимой техники и не допускать на рынок низкокачественный импорт.