На следующих праймериз победитель получит все

Геннадий Рушев
корреспондент Monocle.ru
24 января 2024, 11:09

Борьба в Южной Каролине будет жестче, чем накануне в Нью-Гэмпшире

Pablo Martinez Monsivais/AP

По данным на час ночи по местному времени, когда завершился подсчет 86% голосов, экс-президент лидировал на вторых республиканских праймериз. Правда, отставной губернатор Южной Каролины, бывший постпред при ООН Никки Хейли, оставшаяся его единственным соперником, проиграла не с разгромным счетом. А в этом штате счет имеет значение (так не везде).

За Трампа проголосовали примерно 158 тыс. республиканских избирателей Нью-Гэмпшира. Это 55% голосов. Внутрипартийные выборы в США проходят по той же системе, что и общенациональные: избиратели выбирают не кандидата напрямую, а делегатов, которые проголосуют за него на внутрипартийном съезде. Победа в Нью-Гэмпшире даст Трампу минимум 12 делегатов. У Хэйли результат меньше, но он отнюдь не позорный: 125 тыс. поддержавших, 43% голосов и минимум 9 делегатов.

Окрыленная этим почти успехом она, после первых подсчетов, повторила то, что уже сказала до праймериз в Нью-Гэмпшире: «избирательная кампания еще не закончена, борьба предстоит еще в десятках штатов». До июля, когда состоится партийный съезд, где делегаты из всех штатов выберут кандидата в президенты от партии, остается много времени, напомнила политик. Хейли заверила своих избирателей, что будет биться «до последнего участка» и свою кандидатуру ни в коем случае не снимет.

Она, конечно, осознает трудность задачи. После Нью-Гэмпшира праймериз предстоят в основном на юге, где никакого раздела голосов делегатов местными законами не предусмотрено. Там победитель получает все голоса, отведенные, согласно переписи населения, для данного штата на партийном съезде. Следовательно, дальше Трампа придется только побеждать. Второе место, пусть даже с достойным отрывом, для конечного результата ничего не значит. 

Следующие праймериз будут в феврале в штате Южная Каролина. Для Хейли он родной, но это мало что значит. В США политики часто проигрывают на своей малой родине. Яркий пример – Трамп, которого очень не любят в Нью-Йорке, где он родился и провел большую часть жизни. Все его попытки завоевать симпатии земляков стабильно оказываются неудачными. Хейли у себя в Южной Каролине, напротив, довольно популярна. Только и Трамп в этом штате тоже отнюдь не аутсайдер.

Ясно, что борьба в Южной Каролине будет жестче, чем в Нью-Гэмпшире и Айове. И цена победы выше, и выбор у избирателей будет только из двух человек: Хейли и Трампа. Прочие свои кандидатуры сняли и в борьбе за их электорат победу одержал экс-президент.

Вывод, который можно сделать по предварительному подсчету голосов, заключается в том, что Хейли могла бы и победить, поддержи ее губернатор Флориды Рон Десантис, прежде боровшийся с экс-президентом, считай, за одного и того же избирателя – наиболее консервативную часть республиканцев. Но он сошел с дистанции, призвав своих избирателей поддержать Трампа.

Мотивировка, данная Десантисом, витиевата. Губернатор сказал, что экс-президент, конечно, плохой, и его приход к власти для Америки нежелателен, но Хейли тоже плохая, так как за ней стоят финансовые воротилы и лоббисты, а главное, она, в отличие от Трампа не имеет шансов обойти Байдена. Многие избиратели Десантиса не очень поняли, что он хотел сказать, а потому просто на участки не пришли. Некоторые это сделали принципиально.

Отказ Десантиса от борьбы можно трактовать как поиск места в будущей администрации Трампа. В качестве вице-президента он не рассматривается, но, может быть, только пока. Трамп уже сказал, что с «нетерпением ждет возможности поработать с ним». Сработаются ли они, трудно сказать. Характер и амбиции и того, и другого могут исключить.

Свою победу над Хейли Трамп отметил торжествующей записью в собственной социальной сети Truth Social: «Хейли сказала, что обязана победить в Нью-Гэмпшире. Так вот, ОНА НЕ ПОБЕДИЛА!!!»

В своих речах после победы Трамп упоминал не столько свою соперницу, сколько Байдена. В городе Нашуа он призвал президента, который «двух слов связать не может» и «еле ноги передвигает», скорее убраться из Белого дома. «Мы должны победить Байдена, иначе этой стране конец!» — объявил Трамп своим сторонникам.

Видимо, после успеха в Нью-Гэмпшире он окончательно уверовал, что номинация от Республиканской партии у него в кармане. Излишняя уверенность в своих силах подводила многих политиков. Может она подвести и Трампа. На это, во всяком случае, крайне надеются его недруги. Опросы неумолимо свидетельствуют, что у Трампа сейчас куда больше шансов победить на ноябрьских президентских выборах, чем у Байдена. Значит, иных возможностей лишить его победы, кроме как снять с гонки решением суда по какому-нибудь из многочисленных дел против него, может и не остаться.

Но в стране никогда еще не бывало, чтобы перспективного кандидата в президенты, да еще поддержанного ведущей партией, снимали в судебном порядке. Как отреагирует на снятие Трампа Америка? Не пойдет ли в разнос вся политическая система? Трамп в очередной раз поставил своих недругов перед вопросами, на которые им отвечать и страшно, и нечего.