Швеции остался один шаг до потери нейтрального статуса

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
24 января 2024, 17:47

И этого шага ждут не от неё

Коллаж: Тамара Ларина
Читайте Monocle.ru в

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в очередной раз показал всему миру, что такое восточная хитрость и умение торговаться. Он простил шведов за все сжигания Корана, за которые раньше угрожал им чуть ли не джихадом; и курдов, которых за желание создать собственное государство считают в Турции террористами и которые нередко находят прибежище в этом северном королевстве.

В Великом национальном собрании Турции (парламент, который часто называют меджлисом) во вторник вечером состоялось долгожданное для НАТО, Вашингтона и официального Стокгольма голосование по ратификации приема Швеции в эту организацию. В однопалатном парламенте 600 законодателей, но в голосовании приняли участие немногим более половины его членов.

Из 346 человек, участвовавших в голосовании, 287 проголосовали за членство Швеции в НАТО, 55 – против и четверо воздержались. Решение вступит в силу после публикации в официальной газете, что в подавляющем большинстве случаев является формальностью. Причем, быстрой.

Так что теперь на пути Швеции в Североатлантический союз осталась одна маленькая Венгрия. Напомним, что важные решения в НАТО типа приема новых членов должны приниматься единогласно.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столетнберг сразу после объявления результатов голосования в Анкаре опубликовал заявление, в котором не скрывал радости. «Швеция выполнила все требования, - говорится в заявлении. - Швеция усилит НАТО и укрепит нашу безопасность».

Однако глава НАТО не забывает, что формально Швеция в организацию пока еще не принята. «Надеюсь, что Венгрия как можно быстрее проведет ратификацию», - цитирует натовского генсека Reuters.

Довольны, естественно, результатами голосования в Анкаре и в Вашингтоне.

«Швеция – сильный партнер в области обороны, - написал в своем аккаунте на социальной платформе Х (бывший Twitter) помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан, подчеркнувший, что одобрение вступления Швеции в НАТО Турцией было для президента Байдена приоритетом. - Ее членство в НАТО сделает США и весь Альянс сильнее и безопаснее».

Естественно, похвалил Турцию и шведский премьер-министр Ульф Кристерссон, написавший в Х: «Сегодня мы на один шаг приблизились к тому, чтобы стать полноправным членом НАТО».

Что касается венгров, то их и особенно их премьера Виктора Орбана явно задела за живое критика Стокгольмом состояния демократии в Венгрии. Формально Будапешт не ратифицировал прием Швеции в НАТО, ссылаясь на технические проблемы, связанные с очень напряженным графиком работы парламента. В числе объяснений неуступчивости был и видеоролик, показанный в шведских школах, в котором нелестно отзываются о Викторе Орбане.

Венгерские официальные лица неоднократно заявляли, что Будапешт перестанет блокировать вступление Швеции в НАТО, если его одобрит Турция. Венгерский премьер, кстати, накануне голосования в турецком меджлисе предложил шведскому коллеге провести переговоры по этому вопросу, но шведская сторона не поддержала это предложение.

Похоже, шведы сейчас уверены в том, что их участие в натовских учениях «Стойкий защитник», которые начались на востоке Европы, не будет напрасным. Конечно, Виктор Орбан может обидеться на высокомерие скандинавов, но противостоять всему блоку в одиночку венграм нелегко.

И все же Будапешт может еще «помучить» и Стокгольм и Йенса Столтенберга, мечтающего об ускоренной ратификации венгерским парламентом, который, кстати, до 15 февраля находится на отдыхе. По крайней мере, пока из Венгрии комментариев о голосовании в Анкаре нет так же, как нет даты о голосовании в Будапеште. Да и Реджеп Эрдоган напоследок может еще испортить шведам настроение, затянув с официальным оформлением ратификации.

Шаги Швеции по присоединению к НАТО означают отказ ее политиков от принципа нейтралитета, которого они придерживались более 200 лет, после непродолжительной войны с Норвегией в 1814 году. С тех пор она больше не воевала, а в начале XX века нейтралитет был провозглашен официально как базовый для внешней политики Швеции. Он означает неучастие в военных конфликтах и неприсоединение к военным блокам, при этом страна не отказывалась от того, чтобы иметь армию и выпускать вооружения.