Почему Freedom Finance растет, а сам бизнесмен инвестирует в социальные проекты

1 февраля 2024, 19:01

Бизнесмен Тимур Турлов о проверке холдинга, меценатстве и будущем бизнеса

Александр Рюмин/ТАСС
Глава ИК "Фридом Финанс" Тимур Турлов

Компания Freedom Holding прошла независимую проверку, которая показала необоснованность обвинений известных в США шорт-селлеров Hindenburg Research. В августе прошлого года Hindenburg опубликовал отчет, в котором говорилось о якобы финансовых и санкционных нарушениях во Freedom, штаб-квартира которого находится в Казахстане. Тогда холдинг сразу ответил на все обвинения, указав на заключение своего аудитора Deloitte в годовом отчете о соблюдении всех процедур проверок и санкционного режима и так далее.

При этом независимые директора компании инициировали дополнительную экспертизу, она проводилась в течение нескольких месяцев судебно-бухгалтерской фирмой Forensic Risk Alliance и юристами из Morgan Lewis & Bockius LLP. Они провели комплаенс-проверки, проинтервьюировали сотрудников, контрагентов и клиентов компании, экспертизу финансовых документов Freedom Finance. В результате аудит показал, что часть обвинений Hindenburg были технически некорректны, а часть — не соответствовали действительности.

Все это есть в детальном отчете, краткое резюме которого (с учетом банковской тайны), согласованное FRA, опубликовано на сайте Комиссии по ценным бумагам США (SEC). Согласно документу: Freedom строго соблюдает международные и местные санкции, а также процедуры, комплаенс и политику по борьбе с отмыванием денег, не было выявлено никаких доказательств уклонения от санкций или взаимодействия с попавшими под санкции олигархами.

«Репутация — это главный актив. Мы проделали огромную работу, мы сильно выросли, мы действительно сейчас можем гордиться своими процедурами и процессами», — говорит Тимур Турлов, основатель и CEO холдинга.

Турлову 36 лет, компанию «Фридом Финанс» он начал строить 15 лет назад. Сейчас это международный холдинг, представленный в 19 странах, включая Казахстан, США, Кипр, Германию и тд. Акции компании торгуются на NASDAQ уже более 4 лет и за это время выросли больше чем в 5 раз. Стоимость всего бизнеса оценивается выше 4,9 млрд долларов, а состояние самого финансиста (по рейтингу Forbes) — в 3,6 млрд долларов.

В Штатах в 2020 году был куплен брокер PrimEx, внутри которого была создана Freedom Capital Markets – сейчас это организатор IPO на биржах США. В 2022 году Турлов продал российские активы, стал гражданином Казахстана, сосредоточился на развитии экосистемы Freedom в этой стране и глобальном расширении компании.

С января 2023 года возглавил Казахстанскую федерацию шахмат, а по итогам 2023 года был отмечен как «Лучший президент аккредитованной спортивной федерации». В прошлом году казахстанскими шахматистами было завоевано 116 медалей, в том числе серебро командного чемпионата мира среди женщин, два золота и две бронзы на континентальном чемпионате Азии и тд.

Зачем миллиардеру шахматы и другие социальные инициативы?

«Далеко не все это про деньги», — говорит Турлов. Объем вложений Freedom Finance в разные социальные проекты составил почти 30 млрд тенге за последний год. Есть большие истории — поддержка юношеского футбола (запущена QJ League) и развитие шахматного спорта, в том числе среди детей. «Мы привносим в это наш опыт управления, не только спонсорство. Мне хотелось бы, чтобы молодые таланты понимали, что у них есть социальные лифты, которыми они могут воспользоваться и стать успешными. Молодые энергичные люди становятся самым главным ресурсом, который у нас есть. Эти таланты — "новая нефть" Казахстана, и я смотрю в эти проекты в долгую, минимум на пять-семь лет вперед», — поясняет бизнесмен.

Он поддерживает также развитие истории и литературы, в том числе на казахском языке. Так, был запущен культурный проект QALAM — новая историко-образовательная онлайн-платформа, которая предлагает более широкий доступ к истории Казахстана и Центральной Азии. Кроме того, в конце 2023 года в Алматы презентовали первое издание словаря Oxford Qazaq Dictionary — важный проект в деле популяризации казахского языка и его интеграции в глобальное пространство. «Я думаю, все это позволяет нам понять и донести нашу культурную идентичность, переосмыслить свою независимость», — комментирует Тимур.

«Если говорить о меценатстве или благотворительности, я знаю, что деньгами навредить очень легко. Это важно помнить. При этом в Казахстане сейчас такое время, когда обществу нужно сплотиться. У нас очень растет рождаемость, мы хотим, чтобы наши дети жили в этой стране», — он убежден, что бизнес и каждый гражданин страны в отдельности может поддерживать усилия, которые помогают становиться Казахстану сильнее, и это не только задача государства. «У каждого из нас есть разные зоны возможностей. Чем больше ресурса — тем больше ответственность. Когда я берусь за социальные проекты, я хочу, чтобы моя страна развивалась», — добавляет Турлов.

Он подчеркивает, что бизнесу важно рассказывать о своей поддержке разных социальных проектов, а не делать благотворительность незаметной: «Мы хотим показать другим предпринимателям, что так можно и как это влияет на компанию и ее репутацию. Рассказываем о своих кейсах и показываем, что это правильный путь». Все вместе это в итоге ведет к возможности уменьшать социальное неравенство в стране.

Экосистема Freedom

Один из новых бизнес-проектов в контуре всей экосистемы Freedom — телеком — тоже направлен на решение этой же социальной задачи: «Если мы протянем качественную связь с высокой скоростью хотя бы еще до 2 миллионов казахстанцев, у них будет возможность на более качественное образование и медицину. Уверен, что Казахстан по скорости интернета будет не на сотом месте в мире, а хотя бы на двадцатом, то и по ВВП на душу населения страна поднимется на 20-е».

На днях стало известно, что в Казахстане может появиться интернет в самолетах по технологии Air-to-Ground (A2G). Компания Freedom Telecom получила соответствующее разрешение от регулятора. Первые девять базовых станций Freedom Telecom появятся на маршруте Астана-Алматы. С помощью технологии A2G авиапассажиры смогут не только пользоваться соцсетями и мессенджерами во время полета и просматривать различные страницы в браузере со своих устройств, но и использовать потоковое видео высокого разрешения до 4К, смотреть YouTube и участвовать в конференции Zoom. 

Изначально Freedom был брокером, сегодня же — это широкий спектр самых разных услуг, от финансово-банковских до потребительских и так далее. В интегрированную экосистему входит Freedom Bank, два брокера («Фридом Финанс» и Freedom Finance Global), а также платежная система Freedom Pay, своя торговая платформа Tradernet с использованием технологий искусственного интеллекта, две страховые компании и сервисы lifestyle (покупка авиабилетов и билетов на мероприятия, онлайн-супермаркет). «Все продукты цифровые. Сейчас объединяем все в единый суперапп», — рассказывал Турлов.

У холдинга более 430 тыс. клиентов, а с услугами разных сервисов в экосистеме контактирует несколько миллионов пользователей. «С одной стороны, эта огромная база данных — наша сила. Мы можем принимать более взвешенные решения и значительно экономить ресурсы на оценке кредитного риска, знать с каким продуктом и когда прийти к нашему клиенту, давать самую низкую цену, которую можно предложить, — поясняет глава компании. — С другой — перед нами стоит задача интегрировать все эти знания, эффективно ими обмениваться между нашими компаниями. Но выбора не стать экосистемой у нас не было — все нишевые игроки проигрывают крупным финансовым организациям, банкам со своими маркетплейсами и тд».

Кроме того, сейчас Freedom масштабирует свои казахстанские успешные продукты в других странах: «В ЕС у нас уже больше 200 тысяч клиентов, и мы видим, что такие продукты (например, цифровая ипотека или наши карточные предложения) там были бы интересны. В Казахстане мы все успешно "обкатали" и можем масштабировать наши инновационные решения, получая необходимые лицензии в разных странах. Это наша стратегия сейчас». Холдинг также планирует открыть офисы в Турции, ОАЭ, Азербайджане и других странах.

Как совмещать большой бизнес и большую семью

У Тимура большая семья — жена и шестеро детей. «Человек может быть продуктивным достаточно ограниченное количество времен. Когда мы начинаем перегружаться, — перегреваемся. — рассказывает он. — Поэтому мне важно соблюдать режим труда и отдыха. Если хочешь добиваться какого-то успеха или просто справляться с теми задачами, которые на себя взял, неизбежно нужно хорошо отдыхать. И семья — это место, куда ты возвращаешься после свой работы, после какой-то борьбы, и это место, куда тебе должно хотеться вернуться, где ты чувствуешь себя в безопасности».

По словам бизнесмена, его семья — это место силы для него. «У нас всегда есть маленькие дети, которым нужно внимание родителей — неважно, какой у меня бизнес и занятость, а потом старшие дети растут и занимаются младшими. Что бы я ни делал, я понимаю, что когда рождаются дети — это лучшее, что было со мной», — отмечает он. Турлов рассказывает, что много времени проводит в командировках, и семья часто путешествует с ним.

Три принципа Турлова в цитатах:

  • «Очень хочется суметь добиться какого-то нового стандарта в том, что мы делаем, создать что-то большое и важное, большую ценность для людей. Главная моя мечта, как у любого предпринимателя, чтобы стояла очередь за нашим продуктом, а мы на этом зарабатывали. Высокий оборот при положительной рентабельности. Это индикатор полезности того, что ты создаешь. При этом масштаб и интеграция нужны нам для того, чтобы быть конкурентоспособными. Поэтому выбора не строить экосистему, не расти — у нас не было».
  • «Чем больше мы отдаем, тем больше получаем. Мы не должны быть расточительны с ресурсами, которые у нас есть, но мы должны быть и щедрыми. Мое состояние сейчас — это деньги, которые я потратил, вложил в бизнес, это стоимость компании, а не наличные. Самое неверное — это обездвиживать деньги».
  • «Хотите быть богатыми — учитесь себя ограничивать, брать на себя ответственность. Важно не потакать своим слабостям, быть выносливым — какой бы удар не прилетел, продолжай идти вперед. Это общечеловеческие качества, они тренируются, и мы все преодолеваем свои страхи. Я знаю, что все, кто, не сдается, побеждают. Но иногда бывает очень тяжело».