Несмотря на мрачный прогноз Международного энергетического агентства (МЭА) по спросу на нефть, цена на нее остается довольно высокой благодаря рисковому настроению, царящему на рынках, и признакам того, что члены соглашения ОПЕК+ наконец начали выполнять ограничения по добыче нефти. К примеру, нефть марки Brent подорожала вчера на 1,5% и сейчас продается чуть ниже 83 долларов за баррель, а нефть марки West Texas Intermediate (WTI) – ок. 78 долларов за баррель, что, кстати, является близкой к максимальной цене с середины ноября прошлого года.
Четыре из пяти недель в этом году цена нефти обеих основных марок росла по хорошо известным всем геополитическим причинам. Казалось бы, на нефтяных рынках должна царить безмятежная атмосфера, но отличное настроение нефтяников несколько портит осторожный прогноз МЭА, штаб-квартира которого находится в Париже. Аналитики прогнозируют, что весь год на рынках будет избыток нефти, потому что рост глобального спроса на нее замедляется.
ОПЕК+, напомним, уже довольно длительное время ограничивает добычу нефти для того, чтобы поддерживать цены на высоком уровне. В целом участники соглашения выполняют условия несмотря на то, что сокращение добычи носит добровольный характер. В частности, Россия, сообщает Bloomberg, в январе 2024 года впервые выполнила обязательства по сокращению добычи почти на 100%. Ирак и Казахстан в первом месяце года по разным причинам полностью условия не выполнили, но пообещали сделать это и наверстать упущенное в феврале.
Конечно, нефтяные рынки находятся сейчас под сильным давлением, в первую очередь, геополитики. Тлеющий конфликт на Ближнем Востоке перерос в фазу полномасштабной войны почти 3,5 месяца назад, но кульминации, похоже, еще не достиг. По крайней мере, многочисленным посредникам никак не удается убедить Израиль и ХАМАС почти на компромисс и установить для начала хотя бы более-менее продолжительное прекращение огня. Сейчас конфликт развивается по восходящей за счет с каждым днем усиливающейся угрозы начала полномасштабной войны еще и между Израилем и Хезболлой.
Не менее сильно влияют на ситуацию на нефтяных рынках и хуситы, продолжающие нападать на суда в Красном море, включая, естественно, и танкеры с нефтью, и фактически закрывшие короткий маршрут между Европой и Азией через Красное море и Суэцкий канал. Нефть на фоне закрытия Красного моря и Суэцкого канала ведет себя пока, на удивление, относительно спокойно – рост на 7%, а вот цены на большинство видов топлива, включая дизельное, выросли за полтора месяца 2024 года на двузначные величины.