Немецкая промышленность отравилась энергетической политикой Шольца

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
7 февраля 2024, 17:24

Непредсказуемость поставок энергоносителей и цен на электроэнергию на горизонте в семь лет глава ассоциации промышленников охарактеризовал как «абсолютно токсичную». Правительство ФРГ фактически «гонит» немецкие компании за границу.

Jean-Francois Badias/AP

Доверие немецкого бизнеса к канцлеру Шольцу и возглавляемому им правительству тает на глазах. По мнению президента Федеральной ассоциации промышленности ФРГ (BDI) Зигфрида Руссвурма, например, энергетическая политика Олафа Шольца «абсолютно токсична».

В интервью Financial Times (FT) он также заявил, что нигде не встречал такой «догматичной» климатической повестки, как в Германии. Решение правительства по полному отказу от атомной энергии и угля и переход к возобновляемым источникам энергии ставит компании первой экономики континента в заведомо невыгодное положение по сравнению с коллегами из других развитых стран.

«Сейчас никто не может точно сказать, какими будут у нас поставки энергоносителей, скажем, через семь лет, — объясняет свою негативную оценку деятельности канцлера и его министров Зигфрид Руссвурм. — Поэтому никто не может сейчас прогнозировать, какими будет через семь лет цены на электроэнергию. Для компаний, которым необходимо принимать решения по инвестициям, такая ситуация абсолютно токсична».

Дела экономики Германии сейчас сильно оставляют желать лучшего. Напомним, ФРГ, по данным МВФ, в прошлом году показала наиболее слабые результаты среди главных экономик планеты. В недавнем прошлом локомотив Европы несет большие потери из-за высокой учетной ставки, низкого спроса на экспортные товары и высокиих цен на электроэнергию.

ВВП ФРГ в 2023 году снизился на 0,3%, а экспорт в декабре упал на 4,6%, что значительно больше, чем  прогнозировали экономисты. По прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), в 2024 году немецкая экономика вырастет всего лишь на 1,1%. Для сравнения: средний показатель для членов OECD почти в три раза выше — 3%. Сейчас Германию, к тому же, сотрясают забастовки железнодорожников и протесты фермеров

Полностью соответствует тяжелой экономической ситуации и политическая обстановка в стране. Правящую коалицию, состоящую из социал-демократов, «зеленых» и свободных демократов, раздирают непрерывные споры о том, как заставить экономику расти.

«Признаки политической нестабильности и неопределенности в Германии свидетельствуют о том, что страна находится сейчас в таком же (тяжелом) положении, как Великобритания накануне брекзита», — уверен глава ведущего аналитического центра Ifo Клеменс Фуэст.

Одной из причин нынешней ситуации является, по его мнению, ноябрьский запрет Конституционного суда ФРГ на перевод 60 млрд евро во внебюджетный климатический фонд, вызвавший бюджетный кризис. Запрет заставил Олафа Шольца и его министров внести в принятый на днях бюджет на 2024 год огромные сокращения расходов, потому что решение судей автоматически запретило правительству пользоваться всеми внебюджетными фондами.  

Есть, конечно, пишет FT, и другие причины. Фуэст, к примеру, считает одной из них отсутствие у правительства Шольца экономической стратегии.

«Между экономикой и финансами существует полный диссонанс, который угрожает экономике крупными неприятностями как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе», — объясняет Клеменс Фуэст.

Бизнес давно недоволен климатической повесткой федерального правительства, считая, что оно поставило чересчур высокие задачи. Берлин, например, планирует сделать к 2045 году немецкую экономику углероднонейтральной и получать уже к 2030 году 80% электроэнергии из ветровой и солнечной энергии. В 2021 году планировался показатель вдвое меньший — 41%.

Зигфрид Руссвурм указывает на то, что этот переход, особенно на последнем этапе, будет невероятно дорогим. Бизнес, по его словам, поддерживает «зеленый» переход, но министры не объяснили, что делать, когда «не дует ветер и в небе нет солнца».

Чиновники отмахиваются от критики и ссылаются на принятую 5 февраля программу строительства газовых электростанций, которые можно будет перевести на водород. Однако газовые электростанции не решат проблему в краткосрочной перспективе. Зигфрид Руссвурм вместе с другими бизнесменами указывает, что в соседней Франции бизнес платит за электроэнергию вдвое меньше, чем в Германии.   

Энергетическая политика далеко не единственная область, в которой правительство Шольца потерпело фиаско. Предприниматели также жалуются на рост налогов, обременительную процедуру выдачи разрешений и, в целом, на консервативных чиновников которые не торопятся цифровизировать свою работу.

Жалобы и упреки федеральное правительство слышит не только от Руссвурма. Например, Райнер Дулгер, возглавляющий Ассоциацию предпринимателей Германии (BDA), заявил в январе, что деловое сообщество больше не доверяет правительству. Шольц с министрами, утверждает он, только делают вид, что слушают бизнес, а на самом деле ничего не делают для улучшения ситуации в экономике.

«Никаких улучшений, никакой предсказуемости, никакого доверия», — заявил он.

Результатом всего вышеперечисленного, подчеркивает Руссвурм, является растущее число компаний, которые инвестируют деньги не в экономику Германии, а в экономики других стран. Он привел в пример США, где в позапрошлом году приняли протекционистский закон «О снижении инфляции» (IRA). Закон предлагает щедрые субсидии для компаний, вкладывающих деньги в зеленую энергетику и чистые технологии в США. В качестве примеров можно привести Volkswagen, который в 2023 году решил строить завод по производству батарей не в ФРГ, а в США, и BASF, решившего строить 10-миллиардный нефтехимический завод не на родине, а в Китае.

«Компаниям все труднее выстраивать долгосрочные планы, — подытоживает Зигфрид Руссвурм. — Они сильно сомневаются в разумности инвестиций в Германии в таких условиях. Условия лучше везде, поэтому они переезжают заграницу».