Проект приурочен к 150-летию со дня рождения театрального режиссера-новатора.
Экспозиция выставки выстраивается как художественно-исследовательская «лаборатория кукольного жанра», где в контексте биомеханических исканий Мейерхольда на материалах Музея Театра кукол им. С.В. Образцова демонстрируются в исторической ретроспективе новаторские искания, открытия, художественные и технические прорывы в области изготовления кукол, модификации систем управления, механики, используемых новых синтетических материалов, взаимодействия куклы и актера на сцене.
Среди экспонатов – деревянный Буратино, изготовленный для съемок фильма «Золотой ключик» (1939), кукла би-ба-бо, портрет Мейерхольда с дарственной надписью Сергею Образцову, перчаточные и тростевые куклы 1930-40-х годов из коллекции Музея театра кукол им. С. В. Образцова, чертежи изобретателя биомеханической куклы Виктора Швембергера (1934), Бориса Тузлукова, Валентина Андриевича, эскизы и куклы современных художников Елены Луценко, Виктора Никоненко, Виктора Антонова. В экспозицию войдут предоставленные Театральным музеем им. А. А. Бахрушина уникальные кадры кинохроники и фотографии конца 1920-х годов, на которых ученики Мейерхольда демонстрируют биомеханические этюды.
В день открытия выставку посетят руководитель Объединения «Выставочные залы Москвы» Инна Березкина, главный хранитель Театрального музея им. А. А. Бахрушина Виктория Журавлева. Среди художников приглашены лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска», заслуженный художник РФ Виктор Никоненко и главный художник Театра кукол Образцова и лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» Виктор Антонов.
В рамках выставки пройдут кураторские экскурсии, лекции о театральных исканиях Всеволода Мейерхольда и Сергея Образцова, просмотры фильмов и видеозаписей спектаклей из золотого фонда Театра кукол Образцова, мастер-классы с куклами и встречи с актерами театра.
По сути, Мейерхольд, задумывая амбициозную программу по переустройству театра, нуждался в новых актерах, искусно владеющих словом, голосом, телом. Как пример максимальной выразительности он указывал на куклу би-ба-бо. Надетая на пальцы рук, кукла при одной и той же застывшей мимике маски может показать и радость, выраженную распростёртыми руками, и печаль в опущенной голове и гордость в закинутой назад голове.
Разрабатывая систему театральных упражнений, «тренаж специфический», режиссер хотел добиться от актера математической точности и выверенности движений, но не превратить актера в марионетку, как многие считали тогда, а раскрыть перед ним новые художественные горизонты. Мейерхольда влекла не театральная кукла сама по себе, а тайна, заложенная в ней: как кукла, управляемая скрытой в ней человеческой рукой, может выполнять различные движения, оставаясь при этом самостоятельной и живой? Подобно кукле, играющей на сцене и в каждый момент осознающей свою «кукольность», великий мастер хотел добиться этого умения «самозеркалить» и от актера.