После вызванного санкциями и подрывом газопровода «Северный поток» обвала поставок российского трубного газа в Европу, на замену им пришли поставки такого же природного газа, только сжиженного (СПГ). За него так же, как за все остальные стратегические ресурсы, развернулась острая борьба. Главными конкурентами стали глобальные Север в лице Европы, где в позапрошлом году бушевал энергетический кризис, и Юг в лице развивающихся азиатских стран во главе с Китаем.
В прошлом году, когда энергетический кризис резко пошел на спад, конкуренция между Севером и Югом тоже резко спала. В 2024 году борьба за СПГ тоже остается приглушенной (по крайней мере, пока), но как прогнозирует Oil Price (ОР), со временем она обязательно обострится и будет особенно заметной на спотовом рынке.
Европа сейчас закупает СПГ приблизительно столько же, сколько в 2022 и 23 годах. При этом, наученные горьким опытом позапрошлого года европейцы и в 2023 году, и сейчас очень энергично ищут надежных поставщиков газа, которые обеспечат им энергетическую безопасность в будущем и защитят от резких колебаний цен, как это было два года назад.
Обращает на себя внимание, что европейцы, которых обстоятельства вынудили заключать долгосрочные контракты на поставку СПГ с катарскими и американскими компаниями сроком на 15-20 лет, чего они раньше никогда не делали, тем не менее, не отказываются от амбициозных задач по «зеленому» переходу, заключающемуся в переходе с ископаемых видов топлива, одним из которых является газ, на возобновляемые источники энергии.
Считать в Брюсселе и столицах европейских государств, конечно, умеют. Это значит, что европейские лидеры несмотря на все заявления относительно неизменности курса на отказ от ископаемых видов топлива, сами не очень верят если не в его конечное выполнение, то по крайней мере в заданные ими же самими сроки.
Что касается глобального Юга, то все эксперты сходятся в том, что спрос на СПГ в Азии будет быстро расти. Тон в гонке за сжиженным газом будет задавать Китай, который тоже заботится об энергетической безопасности и тоже ставит довольно амбициозные задачи по переходу к «зеленой» энергетике. Результатом взаимодействия сложных тенденций в глобальной экономике и политике является прогнозируемый глобальный рост спроса на СПГ к 2040 году, по расчетам аналитиков Shell, более чем на 50% до 625-685 млн тонн ежегодно. Очевидно, что конкуренция за «голубое» топливо при таком сценарии, если он, конечно, сбудется, будет только нарастать.
ОР считает, что сейчас происходит создание нового глобального миропорядка на газовом рынке. Одним из доказательств коренных перемен служит Китай, который весь прошлый год заключал крупные долгосрочные контракты на поставку СПГ (в основном с Катаром). В Пекине явно просчитали, что все российские энергоносители, включая и газ, попадут после 24 февраля 2022 года под западные санкции и что Европе, которая за несколько десятилетий основательно подсела на газ из России, будет необходимо очень много «голубого» топлива. Очевидно было и то, что в силу ряда обстоятельств найти свободный газ можно было только за океаном.
А там зарабатывают на том, что вбили железобетонный клин между Москвой и Берлином (одна из главных задач американской политики в Европе нескольких последних десятилетий) и, в частности, поставили крест на взаимовыгодных поставках дешевого трубного газа из России в Европу, заменив его своим значительно своим более дорогим сжиженным газом.
Такая рокировка обошлась европейцам во много десятков миллиардов долларов, львиная доля которых досталась американским газовикам и трейдерам, и стала одной из причин резкого и продолжительного спада первой экономики Старого Света — Германии. Кстати, о том, что для Европы экономическая составляющая событий на Украине стала полной неожиданностью, убедительно говорит, например, то, что она оказалась очень плохо готова к замене российского трубного газа на американский СПГ. В Германии, к примеру, не оказалось ни одного (!) СПГ-терминала.
До 2016 года США практически не экспортировали газ, но за какие-то 6-7 лет они превратились в главного газового экспортера на планете. Только в 2022 году американские компании отправили за границу почти 86 млн тонн сжиженного газа, около 2/3 которых ушли в Европу.