Будущее маркетинга – за IT-инструментами

Алена Архарова
Международный эксперт в области Product Marketing
21 марта 2024, 10:19

По данным исследования Digital Marketing Market, ожидается, что к 2033 году объем мирового рынка цифрового маркетинга составит около 1310,3 миллиарда долларов США по сравнению с 366,1 миллиарда долларов США в 2023 году, а среднегодовой темп роста составит 13,6% в течение прогнозируемого периода с 2024 по 2033 год.

Читайте Monocle.ru в

Стремительное развитие индустрии маркетинга тесно связано с инновациями в области технологий. Внедрение ИТ в маркетинг позволяет компаниям повысить эффективность своих кампаний, улучшить взаимодействие с клиентами и достичь более высоких результатов. Международный эксперт в области Product Marketing Алена Архарова рассказала о ИТ трендах в индустрии спорта, развлечений и туризма. Сейчас она работает в американском стартапе Satisfi Labs.

По данным Всемирного центра рекламных исследований (WARC) , глобальные расходы на цифровую рекламу, как ожидается, достигнут 526 миллиардов долларов США в 2023 году, демонстрируя устойчивый рост с оценочных 491 миллиарда долларов США в 2022 году. Эта тенденция к росту указывает на сохраняющуюся важность и инвестиции в цифровую рекламу. предприятиями по всему миру. Внедрение ИТ уже активно происходит в индустриях спорта, туризма и развлечений. Важно понимать, что оно требует комплексного подхода, включающего в себя не только технические аспекты, но и стратегическое видение, культурные изменения в организации и обучение персонала.

Установившиеся тренды в индустриях США

Многие тенденции зарождаются на Западе, а затем распространяются и внедряются в других странах, включая Россию. Один из главных трендов сегодняшнего дня – использование искусственного интеллекта (ИИ) в маркетинге. Все больше компаний интегрируют различные платформы на базе ИИ, позволяющие работать с контентом, анализировать данные, управлять дизайном и выстраивать многоканальный маркетинг.

Также набирает популярность conversational marketing на базе ИИ, позволяющий бизнесам вести диалоги с клиентами в любое время, не только отвечая на их вопросы, но и предлагая им дополнительную информацию к ознакомлению, возможности купить прям в чате или оставить контакты, что ведет к покупке и повышению лояльности. Развитие технологий в области искусственного интеллекта и обработки естественного языка позволяет компаниям создавать чат-ботов и голосовых помощников, которые способны предоставлять персонализированные услуги и ответы на запросы клиентов в реальном времени. Conversational marketing помогает установить более непосредственные и аутентичные взаимодействия с потребителями, что способствует улучшению их опыта и повышению лояльности. Более того, он помогает компаниям собирать ценные данные о предпочтениях и поведении клиентов, что позволяет им более точно настраивать свои маркетинговые стратегии и предлагать более релевантные продукты и услуги.

Глобальное влияние ИИ

Сегодня ИИ влияет не только на маркетинг, но и на отдел продаж, отдел по работе с клиентами, и многие другие. Он применяется практически в любой отрасли маркетинга, начиная с анализа рынка и целевой аудитории, заканчивая написанием контента и анализом кампании. Объем мирового рынка искусственного интеллекта в спорте оценивался в 2,2 миллиарда долларов в 2022 году и, по прогнозам, к 2032 году достигнет 29,7 миллиарда долларов, а среднегодовой темп роста составит 30,1% с 2023 по 2032 год. Информационные технологии, такие как аналитика данных, искусственный интеллект, автоматизация процессов и машинное обучение, предоставляют бизнесам ценные инструменты для анализа больших объемов данных, прогнозирования поведения потребителей, персонализации маркетинговых стратегий и автоматизации рутинных задач.

Одним из ключевых направлений развития в индустрии маркетинга является углубление в понимание клиентов с помощью анализа данных. Это позволяет лучше понять потребности, предпочтения и поведение своей аудитории, что в свою очередь позволяет создавать более релевантные и персонализированные маркетинговые кампании.

Кроме того, внедрение искусственного интеллекта и автоматизации позволяет оптимизировать процессы сегментации аудитории, управления контентом, автоматизации рассылок и обработки запросов клиентов. Это снижает затраты на ресурсы и временные затраты, а также увеличивает эффективность маркетинговых усилий. Однако важно помнить, что технологии являются лишь инструментом, а не самоцелью.

Таким образом, успешное развитие индустрии маркетинга неразрывно связано с инновациями в области информационных технологий и их грамотным внедрением в практику компаний.

Инновационные тенденции в сфере туризма, спорта и развлечений 

Среди трендов, которые только начали внедряться и пока не превратились в мейнстрим можно выделить следующие:

Погружающиеся впечатления. Они позволяют пользователям взаимодействовать с продуктами или окружающей средой в виртуальном пространстве. Например, пользователи могут виртуально примерить одежду или аксессуары, исследовать виртуальные выставочные залы или визуализировать, как мебель будет выглядеть в их доме.

Одним из ярких примеров является использование Disney технологий виртуальной и дополненной реальности для улучшения впечатлений в своих тематических парках. Дисней был в авангарде использования этих технологий для создания захватывающих впечатлений для своих гостей. Так, в тематическом парке Диснея «Звездные войны: Край галактики», который открылся на территории Диснейленда в Калифорнии, посетители могут использовать фирменное приложение Disney «Play Disney Parks», которое включает в себя как дополненную реальность (AR), так и функции, основанные на местоположении. С помощью приложения гости могут взаимодействовать с окружающей средой, переводить инопланетные языки, взламывать дроидов и даже участвовать в виртуальной игре «Sabacc», карточной игре из вселенной «Звездных войн». Эти возможности дополненной реальности позволяют гостям почувствовать себя частью галактики «Звездных войн».

Кроме того, Disney экспериментировала с виртуальной реальностью (VR) в своих парках. Например, в DisneyQuest, ныне закрытом крытом интерактивном тематическом парке на территории Walt Disney World Resort, были представлены такие аттракционы, как «Поездка на волшебном ковре Аладдина» и «Киберкосмическая гора», в которых использовалась технология VR для погружения гостей в виртуальные миры.

Другой интересный пример - сотрудничество Британского музея и Samsung по созданию захватывающей виртуальной реальности под названием «Мир Стоунхенджа». Этот опыт позволил посетителям исследовать знаменитый доисторический памятник новым и интерактивным способом. Используя гарнитуры Samsung Gear VR, посетители перенеслись во времени в древнюю Британию, где они могли исследовать Стоунхендж и окружающий его ландшафт таким, каким он выглядел тысячи лет назад. Опыт виртуальной реальности обеспечил обзор памятника на 360 градусов, позволяя посетителям почувствовать, будто они стоят посреди камней. В игру была включена и дополненная реальность. Посетители могли использовать свои смартфоны и гарнитуры Samsung Gear VR для наложения цифровых реконструкций древних артефактов на физические объекты в коллекции музея. Это позволило посетителям увидеть, как артефакты использовались бы в их первоначальном контексте, что еще больше улучшило их понимание и погружение в древний мир.

Видеоролики 360. Технология VR помогает создавать видеоролики с обзором на 360 градусов, что обеспечивает погружающий видовой опыт. Рекламодатели могут использовать этот формат, чтобы поместить зрителей в центр событий, позволяя им оглядеться и исследовать окружающую среду. Это особенно эффективно для индустрий путешествий, недвижимости и автомобилестроения.

Виртуальные демонстрации продуктов. Технологии VR и AR обеспечивают реалистичные виртуальные демонстрации продуктов, позволяя пользователям взаимодействовать с продуктами в виртуальной среде перед принятием решения о покупке. Это особенно полезно для индустрий, таких как автомобилестроение, электроника и мода.

Чат-боты и виртуальные ассистенты. Чат-боты в туризме и развлечениях используются для автоматизации обслуживания клиентов, предоставления информации о бронировании и предложениях, а также для ответа на часто задаваемые вопросы. В спортивной индустрии чат-боты могут использоваться для предоставления информации о расписании матчей, билетах, новостях и статистике. По оценкам, в 2021 году чат-боты с искусственным интеллектом сэкономили предприятиям в сфере СМИ и развлечений около 3 миллионов долларов.

В качестве примера успешного использования этих инструментов можно привести нашу компанию Satisfi Labs, которая работает более чем с 250 компаниями в сфере спорта на рынке США и предоставляет им чат-бота на базе ИИ именно для этих целей. Фанаты спортивных команд, приходя на игру, до нее или после, всегда остаются на связи с командой посредством непрерывного общения через чат-бот. Впрочем, это не единственное преимущество. Например, один из клиентов в сфере College Athletics увидел в аналитике разговоров с чат-ботом, что люди постоянно спрашивали о стоимости билетов на софтбол, хотя этот вид спорта был бесплатным. Команда поняла, что это отличная возможность up sell и создала новое ценообразование для покупки билетов на соревнования по этому виду спорта, получая дополнительную прибыль. Посредством аналитики запросов клиентов можно не только улучшить engagement, но и позитивно влиять на revenue.

Россия как часть мировой системы уже использует ИИ, так как эти технологии позволяют улучшить пользовательский опыт, повысить удовлетворенность клиентов и укрепить позиции на рынке. Чтобы компания стала лидеров в своей отрасли она должна активно инвестировать в исследования и разработки, а также внедрять передовые технологии, которые могут улучшить их продукты, услуги и процессы. Это включает в себя использование искусственного интеллекта, аналитики данных, автоматизации и других инновационных решений.

Кроме того, бизнес должен уделять особое внимание персонализации и гибкости. Это включает в себя способность быстро реагировать на изменения внешней среды, а также готовность к инновациям и изменениям внутри компании.

Немаловажным фактором является и развитие талантов и команды. Лидеры отрасли должны инвестировать в развитие своих сотрудников. Без учета этих важных аспектов масштабирование и устойчивое развитие, а также повышение лояльности будут невозможными целями. Те компании, которые это осознают, уже завтра будут на два шага впереди своих конкурентов.

В заключение, российским компаниям необходимо следовать тенденциям внедрения ИТ-решений в маркетинг, уделяя особое внимание персонализации, гибкости и развитию человеческого капитала. Только те компании, которые осознают важность этих факторов, смогут опередить своих конкурентов и стать лидерами в своих отраслях.