Telegraph: Немецкую экономику ждут долгие годы стагнации

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
25 марта 2024, 16:16

Немцам все меньше будет хотеться играть роль европейского лидера.

Коллаж: Тамара Ларина
Читайте Monocle.ru в

Несмотря на положительные в целом результаты авторитетного исследования Ifo экономики и финансов скорее всего ВВП Германии в этом квартале все же снизится, прогнозирует лондонский Sunday Telegraph. Это значит, что в Германии будет техническая рецессия. Еще тревожнее то, что перспективы первой экономики Европы выглядят очень туманно.

С одной стороны, все экономики прошли через коронавирусную пандемию и после ее окончания восстанавливаются с разной степенью успеха. С другой, экономический рост в ФРГ резко замедлился еще в 2017 году, т.е. за три года до пандемии. Что касается же промышленного производства, то оно снижается уже 6 лет. С третьего квартала 2017 по третий квартал 2023 годов немецкая экономика прибавила всего лишь немногим больше 1%. Для сравнения: рост экономик Франции и Италии за тот же промежуток времени составил 4%, Испании — 6%, а Великобритании несмотря на брексит — 4,6%.

Часть проблем, с которыми пришлось столкнуться немецкой экономике, носит временный характер. Она сильно пострадала, например, от мощнейшего рывка цен на газ, очень больно ударившего как по немецким обывателям, так и по энергоемкому производственному сектору.

Больно ударила по Германии и высокая ключевая процентная ставка в еврозоне, а также слабость строительного сектора. Во второй половине 2024 года, когда ЕЦБ начнет снижать ставку, экономике, конечно, станет немного легче, но это не повлияет на общую картину.   

Пострадала Германия и от замедления развития своего главного торгового партнера — Китая. Здесь облегчения, судя по всему, ждать придется дольше. По мере роста зарплат в последнее время начала снижаться еще и ценовая конкурентоспособность ФРГ. Знаменитый немецкий экспорт кое-как пока держится, но из-за проблем у Китая неминуемый спад ждет и его.

Особняком стоит «рана», которую Берлин нанес себе сам. Речь идет о фискальной политике Германии. Несмотря на то, что отношение госдолга к ВВП у ФРГ очень низкое по сравнению с подавляющим большинством других стран — 64%, федеральное правительство приняло закон о необходимости иметь практически сбалансированный бюджет. В результате серьезное напряжение сейчас присутствует во всей финансовой системе страны. К тому же по мере замедления роста экономики, которое ухудшает обстановку в финансовом секторе, ситуация с финансами становится с каждым днем напряженнее.  

Как решать перечисленные проблемы? Одним из решений может стать большая ребалансировка всей экономики. Здесь стоит отметить, что в ФРГ все еще остается профицит текущего счета на уровне ок. 7% от ВВП. Его необходимо, конечно, уменьшить, но не снижением экспорта, а ростом расходов потребителей. Однако немецкие бюргеры осторожничают и не торопятся тратить деньги.

Конечно, есть у Германии проблемы и посерьезнее. Например, сокращение численности работоспособного населения. Раньше эту проблему существенно нивелировал резкий рост занятости и увеличение численности работающих женщин. Однако сейчас безработица находится в районе 3%, что делает маловероятным ее дальнейшее снижение. Что же касается работающих женщин, то и по этому показателю ФРГ, похоже, вышла на пик, после которого начнется их сокращение.

Конечно, демографическую проблему можно попытаться решить при помощи импорта рабочих из-за границы, но для Германии это очень трудный и тонкий политический вопрос. Особенно с учетом стремительного роста популярности ультраправой партии «Альтернатива для Германии» (AfD), которая настроена крайне негативно по отношению к мигрантам.

Маловероятно и еще одно возможное решение нехватки работоспособного населения, а именно рост производительности труда, который позволит справиться с его сокращением.

Несмотря на все достоинства немецкого бизнеса немецкую экономику, считает Telegraph, трудно назвать очень уж динамичной. Она очень сильно отстает по цифровизации и у нее очень маленький сектор, связанный с искусственным интеллектом (AI). Это значит, что Германия будет лишней на «празднике жизни», связанным с отдачей от AI.

Тем не менее, конечно, будет ошибкой списывать Германию, у экономики которой еще много скрытых сил и возможностей. К тому же, в схожем положении она уже находилась в не таком уж и далеком прошлом. После объединения Германий в конце 80-х годов прошлого столетия ее называли «больным человеком Европы». Однако она довольно быстро восстановила свою силу. С другой стороны, повторение такого же возрождения сейчас многие эксперты считают проблематичным.

Telegraph прогнозирует немецкой экономике до конца текущего десятилетия ежегодный рост немногим более 0,5%. Кстати, столь слабый рост экономики Германии осложнит жизнь и ее торговых партнеров.

Конечно, нынешняя слабость немецкой экономики скажется и на политике. Проблемы в экономике наверняка ослабят столь сильное в совсем недалеком прошлом желание Берлина играть главную роль в Европе и углублять интеграцию в Евросоюзе.