США: превышение военного госдолга в мирное время

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
2 апреля 2024, 15:13

Компьютерные модели очень высоко оценивают возможность финансового кризиса, спровоцированного астрономическим госдолгом и несущего непредсказуемые последствия.

Коллаж: Тамара Ларина
Читайте Monocle.ru в

Многочисленные компьютерные моделирования того, как будет развиваться ситуация с госдолгом США, провели профессиональные экономисты из агентства Bloomberg. Они пришли к неутешительному выводу: в 88% возможных сценариев Америку будут ждать очень большие неприятности.

Бюджетное управление конгресса США, со своей стороны, регулярно делает прогнозы по долгу. И эти прогнозы тоже крайне мрачные. Например, к 2034 году госдолг может достигнуть 116% от ВВП, что выше, чем было в годы Второй мировой войны. По итогам 2023 года он, кстати, составил 97% от ВВП.

Превышение военного госдолга в мирное время, конечно, впечатляет и пугает. При этом следует иметь в виду, что истинная картина очень может оказаться еще хуже, чем прогнозируют экономисты из бюджетного управления Конгресса, которые в таких случаях невольно или вольно несколько приукрашивают реальную картину. Например, принимая во внимание нынешнюю ситуацию с учетной ставкой, соотношение между госдолгом и ВВП к 2034 году вырастает уже до 123%. При таком соотношении стоимость обслуживания долга вырастет до 5,4% ВВП, что более чем в полтора раза больше, чем было потрачено в 2023 году на оборону, и сопоставимо со всей социальной частью бюджета.

Если же к власти в ноябре придет Дональд Трамп и выполнит предвыборное обещание — сохранит налоговые льготы, то это соотношение станет еще больше. Правда, при нем можно ждать и сокращения расходов казны.

Авторы исследования проанализировали, как утверждает Bloomberg, «миллион» моделей. Результат — вероятность дальнейшего роста госдолга в течение ближайшего десятилетия и выход его из-под контроля приближается к 90%, т.е. очень высока.

В Белом доме признают серьезность ситуации с госдолгом, но утверждают, что ситуация не безнадежная и что ее удастся удержать при помощи повышения налогов на корпорации и богатых американцев.

«Считаю, что мы должны уменьшить дефицит и сохранить контролируемый госдолг, — заявила министр финансов США Джанет Йеллен законодателям в феврале. — Администрация предлагает существенное сокращение дефицита, которое позволит сохранить расходы по обслуживанию его на приемлемом уровне, но для этого нам необходимо работать вместе».

Слова о работе «вместе» очень важны, но достигнуть совместной работы администрации и Конгресса будет очень нелегко, если вообще возможно, потому что высший законодательный орган Америки глубоко расколот по партийному признаку. Республиканцы, которые, как почти во всем, сильно расходятся с демократами во взглядах на экономику, контролируют нижнюю палату Конгресса — Палату представителей. Главное различие в подходе к расходам: республиканцы настаивают на необходимости их сокращения, причем, сокращения резкого, для снижения стремительно растущего дефицита бюджета и госдолга, а демократы, контролирующие верхнюю палату — Сенат, утверждают, что расходы вовсе не главная причина, делающая госдолг, как говорится, «неподъемным». По их мнению, главные факторы — слишком высокая процентная ставка и налоговые поступления.

О том, насколько трудно будет республиканцам и демократам договориться, видно по прошлому лету. Тогда жаркие споры относительно долгового потолка едва не поставили США на грань дефолта.

Патовая ситуация очень легко может привести к кризису. Август прошлого года позволил одним глазком взглянуть на то, как он может начинаться и развиваться. Речь идет о двух днях в конце лета 2023 года, когда рейтинговое агентство Fitch Ratings понизило кредитный рейтинг США, что привлекло внимание инвесторов к рискам усиливающегося выпуска американским минфином долгосрочных гособлигаций, которыми демократы затыкают дыры. Доходность по самым ходовым — десятилетним трежерис тогда поднялась на целый процент и достигла в октябре 5%, наивысшего уровня более чем за полтора десятилетия.

К чему ведет такой кризис, можно в определенной степени судить по событиям в Великобритании осенью 2022 года, когда королевство едва не рухнуло в финансовую пропасть. План тогдашнего премьера Лиз Трасс по ничем не подкрепленному снижению налогов обрушил рынок гособлигаций Соединенного Королевства. Доходность по облигациям рванула вверх с такой скоростью, что в дело должен был срочно вмешаться центробанк, чтобы предотвратить финансовый кризис. В результате снижение налогов было отменено, а горе-экономист Трасс была вынуждена уйти в отставку.

США находятся в лучшем положении, чем Великобритания. У них имеется один актив, снижающий вероятность такого сценария. Конечно, это доминирующий в мировой финансовой системе доллар. Он существенно ослабляет угрозу, но не устраняет ее полностью. Финансовый кризис вполне возможен, а предсказать все его последствия едва ли возможно.