Госдолг все дороже, а инвесторы все более жадные

11 марта 2024, 00:00
№11
Артем Геодакян/ТАСС

Стоимость заимствований для государства активно растет с февраля. На аукционе Минфина России в минувшую среду было предложено два выпуска облигаций с постоянным доходом, доходность которых по цене отсечения составила 12,72% для короткого выпуска и 12,93% для длинного. В начале же месяца ведомство занимало еще под 12,02%. И все это на фоне неизменной ключевой ставки (16%).

Всего министерство планирует за текущий год занять на внутреннем рынке через ОФЗ 2,63 трлн рублей, а валовые внутренние заимствования с учетом погашений составят 4,08 трлн. Фокус при этом будет на длинных выпусках с постоянным купоном.

Очевидно, что план в 800 млрд рублей заимствований за первый квартал будет выполнен без каких-либо сложностей: сейчас уже привлечено около 560 млрд. Но как раз для этого Минфин и идет навстречу покупателям и постоянно повышает ставку: несколько последних аукционов ОФЗ прошли с заметной премией ко вторичному рынку.

Аналитики объясняют: доходность на аукционах тянется вслед за доходностью на вторичном рынке госбондов, которая за минувшую неделю тоже выросла. В свою очередь, рост доходности «вторички» обусловлен проинфляционными рисками.

Проинфляционные риски, темпы снижения которых Банк России недавно признал неудовлетворительными, подразумевают, что денежно-кредитная политика останется сверхжесткой. Шестнадцатого февраля совет директоров Банка России на первом в этом году заседании оставил ключевую ставку без изменений. Кроме того, на рынке разгоняются слухи, что ставка опять будет повышена (это может произойти на ближайшем заседании 22 марта), если в ЦБ не увидят достаточного замедления инфляции. Здесь стоит напомнить, что Банк России повысил прогноз по средней ключевой ставке в 2024 году на 1% — с 13,5 до 14,5%.

Как отмечает в своем обзоре аналитик по долговым рынкам БКС Антон Куликов, жесткая политика, вероятнее всего, сохранится до середины 2024 года. Впрочем, в БКС полагают, что бурный рост доходностей в госдолге свой потенциал почти исчерпал.

Но скорее всего, дело не столько в ожиданиях жесткой денежно-кредитной политики, сколько в банальной жадности крупных банков. Ситуация с дорогими заимствованиями напоминает ту, о которой мы уже писали ранее: когда основные участники аукционов ОФЗ, а это крупнейшие банки, фактически вынуждают ведомство занимать на более выгодных для них и невыгодных для казны условиях (подробнее см. «Минфин платит, банки богатеют» в № 10 за 2023 год).