Уверенность в успехах цифровизации на базе российских технологий растет: почти в 4 раза выросла доля респондентов, планирующих увеличить эффект от «цифры» в ближайшие годы. Каждый второй игрок в России ждет увеличения эффектов от «цифры» в производстве, что говорит об адаптации в целом рынка цифровых решений к сложившейся геополитической обстановке. К таким выводам пришли аналитики «Яков и Партнёры» и ГК «Цифра» по итогам исследования, подготовленного специально для участников деловой программы выставки форума.
MiningWorld Russia – Международная выставка машин и оборудования для добычи, обогащения и транспортировки полезных ископаемых. Более 27 лет выставка является самой представительной по составу участников и посетителей площадкой, на которой происходит прямой контакт между производителями и поставщиками машин и оборудования для горной отрасли с прямыми заказчиками – специалистами горнодобывающих предприятий, горно-обогатительных комбинатов и оптовых торговых компаний.
Несмотря на сохраняющиеся ограничения, число респондентов, отметивших усиление технологического разрыва, снизилось, при этом достаточно значительно выросло число тех, кто ожидает выхода России в мировые лидеры по «цифре».
В среднем каждый второй опрошенный достигает плановых целейцифровизации, при этом авторы исследования отмечают двукратную разницу в успешности ИТ-проектов опытныхцифровизаторов и новичков.
Основные проблемные зоны, которые выделили респонденты: рост сложности решений, недостаток компетенций, бюрократия.Наибольшее отставание российских игроков от зарубежныхбенчмарков наблюдается именно в сфере бюрократизации. При этом лишь четверть российских экспертов пожаловались на недостаток инициатив, в то время как в других странах данная проблема затрагивает 41% игроков.
«Почти половина респондентов отмечает исчерпание эффектов от краткосрочных инициатив в основных производственных переделах как одну из ключевых причин невыполнения плана. Ряд возможностей по повышению результативности лежит в переходе к долгосрочному планированию эффектов от цифровизации и включении вспомогательных функций в периметр внедрения. Так, иностранные компании получают 60-75% эффекта от проектов в области управления цепочками поставок, ремонтами, корпоративными и коммерческими функциями, а в производстве внедряют технологии с длительными сроками окупаемости. Российским игрокам также необходимо обратить внимание на наращивание организационной гибкости, что требует перестройки внутренних процессов, а также привлечения цифровых компетенций, дефицит которых за последний год только увеличился», — говорит партнер «Яков и Партнёры» Никита Натрусов.
«На практике цифровизации мы замечаем, что определяющей дальнейшее развитие отрасли технологией становится MESгорного предприятия. Большинство крупных игроков уже успешно используют базовые сервисы связи, диспетчеризации, АСУ ТП. Следующий шаг – освоение более интеллектуальных сценариев: планирования, прослеживания, геометаллургии, баланса металла и других. А это требует организации прозрачных сквозных процессов через все переделы. Именно здесь скрыты дополнительные эффекты, которые можно получить с помощью цифровизации. Мы сейчас активно работаем над такими решениями, которые свяжут в единую систему все процессы управления ГОКом. Наши действия в этом направленииподкреплены мнением отрасли, отраженным в результатах исследования», — рассказывает генеральный директор ГК «Цифра» Сергей Емельченков.
Сложность процесса цифровизации в т.ч. многие связывают с кадровым голодом и возросшей конкуренций с технологическими компаниями. По сравнению с прошлым годом респонденты отмечают усугубившиеся проблемы с поиском руководителей проектов, разработчиков и ИТ-архитекторов.
В среднесрочной перспективе приоритетом российских игроков остается цифровизация производства, при этом компании стали более амбициозно смотреть на весь спектр цифровых решений, а фокус начал смещаться на промышленную безопасность и геологию.
Несмотря на трендовость генеративного ИИ, пока что на него возлагают только задачи по систематизации, синтезу и аналитике больших данных. Как отмечают опрошенные эксперты, есть ощущение, что ожидания от технологии завышены, но это не означает, что ее надо игнорировать, при этом некоторые компании взяли на себя цель запуска до 15 пилотов для исследования эффектов и акселерации трансформации культуры в компании.
Исследование основано на серии интервью с топ-менеджерами отрасли, а также на результатах, полученных в рамках опроса 130 респондентов из 50 компаний, представляющих более половины объема рынка горно-металлургической индустрии России, проведенного при информационной поддержке издания «Металлоснабжение и сбыт».