Во второй половине 2024 года условия на глобальном нефтяном рынке станут очень жесткими, утверждается в аналитической записке, подготовленной экономистами огромного хеджевого фонда Citadel, потому что страны, участвующие в соглашении ОПЕК+, будут поддерживать цены на высоком уровне.
Начальник отдела сырья Citadel Себастьян Баррак заявил на Форуме по сырью, организованном Financial Times в Лозанне, что картель сейчас «жестко контролирует» нефтяной рынок. Это значит, объяснил он, что поставляемые участниками ОПЕК+ объемы нефти и время поставок будут определять в следующие 12 месяцев цены на «черное золото».
Очевидно, расчетам и прогнозам Citadel можно доверять. В прошлом году фонд был признан самым успешным хеджфондом всех времен. Он заработала огромную прибыль на торговле сырьем, включая, естественно, и нефть.
Выступление Себастьяна Баррака последовало сразу после 5 апреля, когда цена барреля нефти марки Brent превысила 90 долларов на опасениях перед расширением и углублением конфликта на Ближнем Востоке. Это произошло, кстати, впервые за полгода (с октября 2023).
После заявления Израиля о выводе войск из Хан-Юниса, расположенного на юге сектора Газа, нефть подешевела более чем на 1%. Страхи по поводу расширения конфликта несколько ослабли, но в этом году нефть марки Brent уже подорожала почти на 16%, а марки WTI – на 20%.
Позиции ОПЕК+ усиливает то, что Себастьян Баррак назвал «уровнем дисциплины». Это нечто вроде солидарности, показанной американскими нефтяниками, которые решили не пользоваться высокими ценами и не наращивать добычу.
Если участники соглашения ОПЕК+ решат не ослаблять ограничения на добычу, то, по словам Себастьяна Баррака, «мы увидим такой уровень сжатия на рынке, который будет оказывать на него очень сильное давление. Решить проблему и снизить спрос можно будет только при помощи очень высоких цен».
ОПЕК+ с ноября 2022 года несмотря на яростное сопротивление США проводит добровольные ограничения на добычу нефти для того, чтобы поднять на нее цены при слабом глобальном спросе. Инициатором идеи выступила Саудовская Аравия, которой высокие цены на нефть необходимы для финансирования дорогих инфраструктурных, социальных и иных проектов. Существенным минусом ограничения добычи является то, что нефтяной картель добровольно уступил немаленькую долю рынка нефтедобывающим странам, не участвующим в соглашении ОПЕК+, и, в первую очередь, США и Канаде.
Часть аналитиков придерживается мнения, что ОПЕК+ ослабит ограничения, если цена барреля нефти превысит 100 долларов, для того, чтобы доля рынка, уступленная нефтедобывающим странам, которые не сократили добычу, не стала чрезмерно велика.
Себастьян Баррак предупредил в Лозанне, что в зависимости от того, что будут делать участники соглашения ОПЕК+, нефтяной рынок может испытать очень сильную волатильность. По одному из сценариев, ОПЕК+ может не предпринимать никаких действий и еще больше ужесточить условия на рынке, что приведет к дальнейшему росту цен на нефть. С другой стороны, если ОПЕК+ отменит или ослабит ограничения и ошибется во времени и объемах поставок нефти, то цена барреля, по словам Баррака, может рухнуть на 30 долларов по сравнению с сегодняшними ценами.