«Рождение человека»: театр Юрия Башмета

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
15 мая 2024, 12:23

В Ярославле на XVI Международный музыкальный фестиваль под артистическим руководством народного артиста СССР Юрия Башмета состоялся показ спектакля «Рождение человека»

Наталья Бородина / Государственное концертное агентство
Юрий Башмет, Александра Урсуляк и Евгений Миронов на сцене Ярославского Театра имени Федора Волкова. Спектакль «Рождение человека»

«Рождение человека» — спектакль Марины Брусникиной по текстам Максима Горького с Евгением Мироновым, Александрой Урсуляк, ансамблем «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета и ансамблем «Комонь». Выглядит это так: на сцене сидят музыканты «Солистов Москвы», за дирижёрским пультом — маэстро Юрий Башмет. Они исполняют музыку любимого композитора Максима Горького Эдварда Грига: фрагменты Сюиты «Из времен Хольберга», Народный танец и Народную норвежскую мелодию, сочинение 63. Евгений Миронов и Александра Урсуляк стоят по разные стороны сцены и читают текст по ролям: в спектакле звучат два рассказа «Страсти-мордасти» и «Рождение человека». Тексты Максима Горького и музыка Эдварда Грига чередуются друг с другом. В качестве суандтрека к рассказам звучит музыка в исполнении ансамбля «Комонь». На экран над сценой проецируются картины видеохудожника Аси Мухиной. 

Это не просто совмещение близких друг другу по смыслу музыки и художественного слова. Это сложная композиция, уравнивающая не только текст и музыку, но и актеров, и музыкантов. В «Рождении человека» на одной сцене выступают академические и фольклорные исполнители, что считывается как жест, стирающий границы между жанрами. В этом году на Зимнем фестивале искусств в Сочи «Солисты Москвы» выступали вместе с джазовым оркестром Игоря Бутмана — еще один пример последовательного опровержения Юрием Башметом устоявшейся иерархии жанров, на вершине которой находится академическая музыка. Жанр crossover позволяет артистам обмениваться аудиторией, одновременно расширяя круг ее интересов. Почти наверняка в зале ярославского Театра имени Фёдора Волкова можно было встретить тех, кто пришел на спектакль ради «Солистов Москвы» и тех, кто пришел увидеть на сцене Евгения Миронова и Александру Урсуляк. Не исключено, что в зале были и поклонники ансамбля «Комонь». Спектакль «Рождение человека» объединил всех в единое целое.

Количество проектов такого рода позволяет говорить о театре Юрия Башмета — театре, в котором музыка и драматическое действие существуют на равных правах. Актеры в них не только читают текст, но и используют всю гамму выразительных средств, как это, например, делает Константин Хабенский в ныне идущем на сцене МХТ имени Чехова спектакле «Не покидай свою планету». Евгений Миронов — артист, с которым Юрий Башмет сделал уже несколько проектов, в том числе «Гамлет» и «Ван Гог. Письма к брату». Его манера исполнения текстов сдержанна. Он почти не перемещается по сцене. Евгений Миронов выходит к публике в черном костюме и взаимодействует с ней, избегая внешних эффектов. Но в том пространстве, которое создает звучащая музыка, его голоса и скупой мимики и жестов достаточно для возникновения образа. Музыка пробуждает воображение и настраивает на нужную эмоциональную частоту. Александра Урсуляк, отвечающая за женские роли и мальчика из рассказа «Страсти-Мордасти», словно бы растворяется в своих персонажах: на глазах зрителей происходит чудо перевоплощения.

Рассказы «Страсти-Мордасти» и «Рождение человека» из числа канонических. Оба опубликованы в одном их трех томов с текстами Максима Горького в советской 200-томной серии «Библиотека всемирной литературы», призванной собрать лучшее из мировой и отечественной литературы. И все же они остаются в тени других его текстов, таких как, например, «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль», на протяжении многих лет входящих в школьную программу. Спектакль в постановке Марины Брусникиной отправляет зрителей в путешествие по России конца XIX — начала XX века. Их главный герой — альтер эго автора. В интерпретации Евгения Миронова он предстает доброжелательным, отзывчивым, способным к парадоксальным поступкам человеком. Он любопытен и наблюдателен. Люди, в каком бы неприглядном виде они не представали перед ним, притягивают его. Он появляется тогда, когда его ждут и бескорыстно приходит на помощь. Это Горький, которого мы хорошо знаем. И все же он чуть более сострадателен и восприимчив к людской боли чем тот, к кому мы так привыкли.