Пекин привел США в замешательство своей активностью в Ираке

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
21 мая 2024, 12:54

Багдад пачками выдает китайским энергетическим компаниям разрешения на добычу нефти и газа.

www.cooper-law-firm.com

У США появился новый повод для беспокойств – влияние Китая в Ираке растет пугающими темпами. Пекин берет Ирак под свой контроль при помощи энергетики. Последним примером успешной стратегии китайцев стало подписание иракской государственной компании Midland Oil Company соглашения на развитие газового месторождения Мансурия с китайско-иракским консорциумом, в который входят китайская компания Gereh и иракская фирма Petro Iraq. Сейчас на этом месторождении добывается, по данным Reuters, порядка 2,7 млн кубометров газа в сутки, а через 4-5 лет, когда месторождение выйдет на полную мощность, уровень добычи достигнет 8 млн м3.

В начале мая китайские компании выиграли четыре тендера на развитие нефтегазовых месторождений в Ираке. В ближайшем будущем планируются тендеры еще по 29 площадкам, в которых будут очень активно участвовать китайские энергетические компании.

Багдад сейчас энергично пытается нарастить добычу нефти и газа, чтобы ослабить зависимость от Ирана в энергоносителях. Особенно сильна зависимость от иранского газа.

Китайские компании сейчас стали единственными победителями на аукционах и тендерах, проводимых Министерством нефти Ирака. Только на прошлой неделе китайские компании получили разрешения на добычу нефти и газа на 9-ти площадках. Еще два разрешения достались иракской компании из Курдистана. Показательно и то, что в тендерах не участвовало ни одной крупной американской энергетической компании.

Китайский энергетический гигант CNOOC, к примеру, получил разрешение на развитие месторождения Block 7 в центре и на юге Ирака, а Sinopec – на добычу нефти на месторождениях Абу Хайма, Дуфрия, Васит и Суммер.

В Багдаде не скрывают главной задачи – резко увеличить добычу газа в самом Ираке, чтобы ослабить зависимость от газа из Ирана. Однако газовые месторождения пользуются у иностранных энергетиков меньшей популярностью, чем нефтяные. Так в аукционах на разработку двух многообещающих газовых месторождений не приняла участие ни одна иностранная энергетическая компания, включая китайские.

В 2019 году Багдад и Пекин подписали соглашение «Oil for Reconstruction and Investment», срок действия которого составляет 20 лет. Это соглашение открыло двери в Ирак для китайских энергетических компаний, которые теперь могут делать крупные инвестиции в иракскую нефтегазовую инфраструктуру в обмен на нефть и газ. За 5 прошедших лет китайские компании почти построили крупный нефтеперерабатывающий завод мощностью 300 тыс. баррелей нефтепродуктов в день в порту Фао.

В Вашингтоне не скрывают тревоги от того, как быстро усиливается влияние Китая в Ираке, который, по мнению американских политиков, продолжает входить в сферу американских интересов. Правда, это не помешало американцам при Дональде Трампе значительно ослабить свое присутствие в регионе после одностороннего выхода 8 мая 2018 года из ядерной сделки по Ирану. Возникший в результате этого маневра вакуум немедленно заполнил Пекин, который, естественно, не прошел мимо такой заманчивой возможности. Пекин сейчас, опасаются в Вашингтоне, быстро превращает Ирак в «гигантское подконтрольное (Китаю) государство Месопотамию». Кроме Ирака, утверждают американские политологи, в него, по замыслу Пекина, должен войти и Иран.

Интерес Китая к Ираку легко объясним: по данным Управления энергетической информации (EIA), только официально разведанных запасов нефти в этой ближневосточной стране не менее 145 млрд баррелей. Это 18% от всех запасов нефти в регионе. По разведанным запасам нефти Ирак находится на 5 месте в мире. Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что эти цифры занижены, причем, занижены сильно. Считается, к примеру, что неразведанные запасы в Ираке составляют еще 215 млрд баррелей.