Карьерным самосвалам имплантируют роботов

Горнодобывающая промышленность получила возможность повысить эффективность тяжелой техники за счет установки на уже действующие машины систем для их работы в автономном режиме

Читайте Monocle.ru в

Компания «Цифра (входит в ГК «Цифра») – завершает пуско-наладочные работы по установке роботизированных систем на карьерные самосвалы и в ближайшие недели планирует начать опытно-промышленную эксплуатацию.

На первом этапе происходит замена узлов карьерного самосвала на аналогичные, но с возможностью электронного управления. Модернизация или как этот процесс назвали в самой компании – ретрофит– затрагивает системы руления и торможения, органы управления оборотами ДВС, электродинамическим тормозом и периферийными системами. Затем самосвал оснащается системой роботизации, которая включает в себя компьютеры, сенсоры, систему передачи данных, которые и позволяют оператору управлять машиной удаленно или вовсе работать ей автономно. Кроме того, сохраняется возможность ручного управления самосвалом человеком из кабины как у его еще не модернизированных собратьев.

Как говорят в компании, главная ценность ретрофита в том, что он позволяет построить автономную систему грузоперевозок на имеющемся транспортном парке, а не закупать для проекта роботизации карьера новую дорогостоящую autonomous ready (уже подготовленную к работе в беспилотном режиме) технику. Решение подходит в том числе и для самосвалов с длительным сроком эксплуатации. Таким образом предприятия смогут задействовать в проектах роботизации не новую, но исправную технику, которая может прослужить еще несколько лет, и получить выгоды от нее. При этом у них будет возможность постепенно включать в систему автономных грузоперевозок и заводские беспилотные машины по мере их появления в транспортном парке.

По словам генерального директор ГК «Цифра» Сергея Емельченкова, «практика ретрофита начала набирать обороты в мире несколько лет назад: то есть, вместе с закупкой autonomous ready техники с завода предприятия, в частности – Rio Tinto, стали модернизировать имеющийся производственный парк под автономную работу, чтобы повысить эффективность его использования». 

В дальнейших планах компании – разработка ретрофит-решений для оборудования, использующегося в подземных горных работах. Ретрофит горной и горно-шахтной техники рассматривается компанией как одно из перспективных направлений в условиях ухода с российского рынка западных производителей, предлагающих autonomous ready оборудование.
Сергей Емельченков считает, что в ситуации, когда проекты по роботизации все еще считаются высокозатратными и рискованными инициативами для горной отрасли, ретрофит-решения позволяют снизить риск-нагрузку и сделать вход горнодобывающих предприятий в полноценную роботизацию более плавным.

В свою очередь горнодобывающие предприятия сегодня готовы рассматривать проекты со сроком окупаемости до трех лет.

Напомним, что уже в течение нескольких последних лет БелАЗ в сотрудничестве с ГК «Цифра» выпускает карьерные беспилотные самосвалы, которые уже работают на ряде горнодобывающих предприятий.