Конечно, все наблюдатели обратили внимание на то, что в мае резко (на 50,4 млрд долларов) сократился объем государственных облигаций правительства США, находящихся на балансе Bank of Japan (BoJ), главного банка Страны восходящего солнца. Вывод специалистов однозначен: центробанк профинансировал рекордную финансовую интервенцию в основном за счет крупной продажи трежерис и других иностранных ценных бумаг.
Согласно данным Министерства финансов Японии, опубликованным 7 июня, на поддержку иены в прошлом месяце было израсходовано 9,8 трлн иен (62,7 млрд долларов). По состоянию на 1 июня резервы BoJ снизились до 1,23 трлн долларов.
Желание продать трежерис означает, пишет Bloomberg, что у Японии более чем достаточно ресурсов и что это не только активы в иностранных валютах. Т.е. японское правительство может активно и дальше пользоваться таким орудием для поддержки иены, как интервенция на валютном рынке.
«Очень вероятно, что Министерство финансов продало иностранные ценные бумаги и, в первую очередь, американские гособлигации для финансирования своих интервенций,- считает стратег по валютам в SMBC Nikko Securities Каору Шоджи.- Япония еще далеко не исчерпала ресурсы, хотя, конечно, каждое действие (продажа иностранных бумаг) требует координации с партнерами».
Снижение объема иностранных ценных бумаг позволяет предположить, что правительство Японии воспользовалось тем же источником финансирования для интервенции на валютном рынке и в 2022 году, когда Токио потратил на поддержку японской валюты 9,2 трлн иен. Всего же правительство, похоже, частично финансировало из того же источника интервенции в том году трижды.
Продажа трежерис позволяет предположить, что Токио получил как минимум какое-то молчаливое согласие Вашингтона.
Министр финансов США Джанет Йеллен в последние недели несколько раз говорила, что валютные интервенции должны применяться как можно реже и что о них необходимо предупреждать заранее. По ее словам, на Большой семерке договорились менять обменные курсы лишь для борьбы с очень высокой волатильностью.
«Это значит, что Япония получила одобрение от США на интервенции»,- уверен Шоджи.
Министр Японии Сунъити Судзуки отказался комментировать возможную продажу американских гособлигаций, но подчеркнул, что прежде чем вмешиваться в деятельность рынка, необходимо все тщательно продумать и взвесить.
Кстати, ряд финансовых аналитиков считает, что Минфин намеренно опубликовало данные по снижению резервов в мае для того, чтобы доказать, что у него имеются ресурсы для дальнейших вмешательств на рынках.
Несмотря на рекордную поддержку, длительность действия интервенции невелика. В целом, подобные вмешательства слабо влияют на динамику рынков. Сначала в мае иена окрепла со 157,52 иен за доллар до почти 153, но затем тенденция развернулась на 180 градусов и буквально через несколько часов за доллар давали уже 156 иен.
Эксперты считают, что иена останется под сильным давлением из-за большого разрыва в размере ставок в Японии и США: 0,1% в Японии и 5,5% в Америке. Ожидается, что BоJ в ближайшие месяцы поднимет ставку. Что же касается снижения учетной ставки Федрезервом, то здесь по-прежнему много неясного.
«У них еще имеется порох в пороховницах, даже если за доллар будут давать и 158 и 160 иен»,- уверен главный стратег Mizuho Securities Co. Шоки Омори.