18 июня в Большом зале Московского концертного зала «Зарядье» российский перкуссионист Андрей Волосовский и его коллектив Moscow Percussion Ensemble представят музыку знаменитых классиков музыкального авангарда XX века. В рамках II Летнего музыкального фестиваля «Зарядье» прозвучат произведения таких композиторов-новаторов, как Эдгар Варез, Стив Райх, Янис Ксенакис и Кэйко Абэ. Впервые на российской сцене прозвучит сочинение Стива Райха «Шесть маримб» (Six Marimbas, 1986г.), до этого никогда прежде не исполнявшееся в нашей стране. Мероприятие пройдет в необычном формате концерта-променада, во время которого в партере Большого зала зрители смогут расположиться на уютных пуфах.
Вечер откроется «Ионизацией», написанной Эдгаром Варезом в конце 1920-х для эклектичного инструментального состава, от большого барабана и тарелок до сравнительно редких на сцене гуиро и сирены. Это одно из первых сочинений в академической музыке, написанных исключительно для ударных. Варез признавался, что в работе над «Ионизацией» вдохновлялся соответствующим физическим явлением и отрицал внешние музыкальные влияния. За нарочитую концептуальность и смелые эксперименты с тональностями один из критиков назвал новинку «ударом в челюсть». Произведение крайне редко исполняется российскими музыкантами и на большой академической сцене будет представлено впервые в России.
Сочинение «Шесть маримб», созданное гуру американского минимализма Стивом Райхом в 1986 году, стало своеобразной переработкой пьесы для шести фортепиано 1973 года. Композиция начинается с того, что три маримбы играют один и тот же восьмидольный ритмический рисунок, но с разными нотами для каждой маримбы. Постепенно слушатель погружается в витиеватый орнамент взаимоотношений между инструментами, построенный на противофазе и последовательной смене лада.
В «Персефассе» Яниса Ксенакиса, композитора, архитектора, инженера и философа (настоящего homo universalis прошлого века), с феноменальной точностью создается образец так называемой «пространственной музыки». Соло, как эстафетная палочка, передается от одного исполнителя к другому. То, что на первый взгляд слышится как полиритмия, роящиеся ноты в нарушенном размере, смыкается на сильных долях и оказывается частью единого замысла автора-демиурга. Такая музыка требует от исполнителя безупречно выдержанных темпов и почти инстинктивного «чувства локтя». Также из произведений Ксенакиса на концерте прозвучат Rebonds A/B для перкуссии соло (1987-1989).
Завершит вечер исполнение сочинения культовой современной исполнительницы на маримбе и композитора Кэйко Абэ. В свои 87 лет Кэйко-сан продолжает сочинять музыку и выступать по всему миру. Ее музыка пронизана особым пониманием звука и тишины, и, как правило, наполнена размышлениями о природе и окружающем мире.
Автор программы — российский перкуссионист Андрей Волосовский.