Евро оказался между молотом и наковальней

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
17 июня 2024, 18:12

На состояние евро сильно влияет зависимость ЕЦБ от ФРС и политическая ситуация на континенте.

Shutterstock
Читайте Monocle.ru в

Политическая волатильность, которая в последние недели неожиданно усилилась в Старом Свете, обычно заставляет инвесторов избавляться от местной валюты. Однако в случае с Европой и евро не все так ясно - тумана напускает неопределенность, связанная с крайне трудными прогнозами в отношении ставок в других странах и, в первую очередь, США. Сейчас евро находится под сильным давлением неопределенной политики Федрезерва в отношении процентной ставки и больших успехов, достигнутых правыми партиями на недавних выборах в Европарламент, пишет Bloomberg. ЕЦБ, кстати, на днях понизил ставку до 3,75%.

Сильно повлияло на европейскую валюту и неожиданное решение президента Франции Макрона распустить парламент и провести в последний день июня первый тур внеочередных выборов в Национальное собрание Пятой республики. Высокая вероятность увидеть во главе правительства Франции ультраправого политика заставила инвесторов поспешно избавляться от французских активов. Заговорили даже о фрексите, т.е. возможном выходе Франции из Евросоюза.

Негативно отразилась на евро и неудача на выборах правящей коалиции Германии. Единственным относительным победителем после выборов в ЕП стала правящая партия итальянского премьер-министра Джорджи Мелони «Братья Италии». Очевидно, повлияют на евро и результаты внеочередных выборов в Великобритании 4 июля, победу на которых, причем, с большим перевесом, предсказывают нынешней оппозиции – лейбористам.

Причин, влияющих на евро, хватает, и все же наиболее сильной среди внутренних, т.е. европейских, многие эксперты, считают бурные события, которые сейчас происходят во второй экономике континента. После поражения Эмманюэля Макрона и его решения о роспуске парламента разрыв между доходностями главных европейских гособлигаций: немецких и французских достиг семилетнего максимума. К тому же, Парижу так же, кстати, как и Риму, предстоит в скором будущем отчитываться перед Еврокомиссией за превышение бюджетного дефицита, максимальная величина которого по общеевропейским правилам не должна превышать 3%.

К этим неприятностям президента Макрона и правительства Франции следует прибавить и снижение 31 мая кредитного рейтинга страны до «АА-» агентством S&P Global Ratings. В октябре 2023 года французский суверенный рейтинг понизило еще одно агентство из Большой тройки - Fitch Ratings. Третье агентство - Moody's Investors Service уже прямо намекнуло на свое снижение, сославшись не «потенциальную политическую нестабильность».

В общем, статус евро как глобальной резервной валюты, сейчас находится под серьезной угрозой. В прошлом году иностранные центробанки сократили свои валютные резервы в европейской валюте более чем на 100 млрд евро. Сейчас доля евро в резервах ЦБ ниже 20%, что является трехлетним минимумом. Швейцария и Япония, кстати, для защиты своих национальных валют и вовсе избавились от резервов в иностранных валютах.

Доля евро в валютных резервах российского центробанка когда-то доходила до 50%. Однако сейчас в связи с событиями на Украине и намерениями Брюсселя отдать Киеву 50 млрд евро процентов от замороженных российских активов ситуация, конечно, кардинально изменилась в худшую для единой европейской валюты сторону.

Решение Большой семерки о финансовой помощи Украине, кстати, совпало с введением Еврокомиссией пошлин на китайские электромобили, что тоже не сулит евро ничего хорошего, потому что ударит по торговле между КНР и ЕС и спровоцирует ответные меры Пекина.

Прощаясь на пресс-конференции 6 июня после снижения ставки президент ЕЦБ Кристин Лагард пожелала всем хорошего лета. Большинство экспертов, которые всегда с нетерпением ловят каждое слово глав центробанков крупных стран, решили, что она намекнула на то, что на следующем заседании главного европейского банка, которое состоится 18 июля, ставка останется неизменной.

С одной стороны, ЕЦБ приходится поддерживать значительно более слабую экономику (в сравнении с ФРС), но с другой, ему сейчас приходится действовать в одиночку, потому что никакой ясности, когда американский центробанк тоже начнет снижать учетную ставку, нет. Между тем, ослабление жесткой монетарной политики ведомством Джерома Пауэлла несомненно окажет очень большое влияние не только на американскую, но и на европейскую экономику благодаря роли, которую играет доллар в международной финансовой системе. Доходность трежерис и состояние доллара – один из главных факторов, влияющих на состояние и глобальной экономики. Майская инфляция в США выросла только на 0,16%, что ниже прогнозов экономистов, и вновь вернула надежды на то, что ФРС понизит ставку в этом году хотя бы один раз и тем самым укрепит евро по отношению к доллару.  

Кристин Лагард неоднократно приходилось защищаться от обвинений, что ЕЦБ в своей политике слишком зависит от Федрезерва, но даже ее снижение ставки раньше Пауэлла не сильно утихомирит хор многочисленных критиков.