«Это несомненно значимое событие для Северной верфи, для Военно-морского флота. Сегодня мы спускаем на воду первый серийный корабль нового поколения — корвет «Проворный» проекта 20385. Головной корабль, корвет «Гремящий», был ранее принят в состав ВМФ и сейчас достойно несет службу на Тихоокеанском флоте», — сказал главнокомандующий Военно-морского флота (ВМФ) России Александр Моисеев в ходе церемонии.
По его словам, в ближайшее время «Проворный» войдёт в состав ВМФ и значительно повысит потенциал группировки Тихоокеанского флота.
Корвет предназначен для обнаружения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей противника, а также для обеспечения высадки десанта и других задач в ближней морской зоне. На кораблях размещены артиллерийские, ракетные, противолодочные, гидроакустические и радиолокационные комплексы. Предусмотрен также ангар для вертолёта Ка-27.
«Это значимое событие для всей промышленности страны, которая участвовала в данном высокосовременном проекте. Корвет может выполнять боевые задачи в самых сложных условиях. Мы выражаем благодарность министерству обороны за возможность строить такие замечательные корабли. Мы гордимся, что у нас это получается и будем прилагать все усилия для того, чтобы выпускать корабли и работать над качеством и, самое главное, над сроками», — подчеркнул гендиректор «Северной верфи» Михаил Ненюков.
Как уточнили на предприятии, у корветов значительно снижена радиолокационная, акустическая и оптическая заметность за счет оригинальной архитектуры и использования композитных материалов в сочетании со специальными покрытиями, а также благодаря встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами.
Головной корабль проекта 20385 «Гремящий» уже несёт службу на Тихоокеанском флоте ВМФ России. Как сообщалось ранее, он вооружён крылатыми ракетами «Калибр».
Научно-промышленный потенциал судостроения в Петербурге представлен более чем 40 предприятиями. По официальным данным, сейчас на верфях города строится около 60 судов для военного, гражданского и ледокольного флота страны. В их числе и суда для работы в Арктике и на Северном морском пути.
Так, на Балтийском заводе (входит в ОСК) завершается строительство четвертого по счету атомного ледокола проекта 22220 «Якутия». А в январе этого года на Балтзаводе состоялась церемония закладки еще одного атомохода этого проекта, получившего название «Ленинград». Тогда президент страны Владимир Путин подчеркнул, что Россия владеет самым большим ледокольным флотом в мире.
А в начале июня на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) в Петербурге спустили на воду головное пассажирское судно проекта А45-90.2 «Виктор Астафьев», построенное по заказу Государственной транспортной лизинговой компании для работы на Енисее, на маршруте «Красноярск – Дудинка – Красноярск». Теплоход предназначен для перевозки 245 пассажиров в комфортабельных каютах. Это событие губернатор Петербурга Александр Беглов назвал историческим. «Это большая победа петербургского и российского судостроения, вклад в историю страны. Впервые в России построено пассажирское судно класса «река-море« для Арктической зоны. Работа по созданию пассажирских судов для Красноярского края и других арктических регионов России способствует развитию речного и морского транспорта России. Эта победа подчёркивает потенциал нашего города как центра арктических компетенций», — подчеркнул Александр Беглов.
Добавим, что с 19 по 23 июня в Петербурге состоится Международный военно-морской салон (МВМС) «ФЛОТ-2024», который продемонстрирует статус города как морской столицы и крупнейшего центра судостроения страны. Он организован Минпромторгом и Минобороны России в соответствии с распоряжением федерального правительства. Ожидается, что участие в экспозиции примут крупнейшие отечественные компании из профильных отраслей: корабле- и судостроение, производство оружия и вооружения, систем боевого управления, навигации и связи, энергетических установок, морской авиации. Второй год подряд местом проведения МВМС станет музей военно-морской славы и конгрессно-выставочный центр туристско-рекреационного кластера «Остров фортов« в Кронштадте. По оценке Александра Беглова, интерес к этому мероприятию растет с каждым годом, и его проведение это хорошая возможность для укрепления военно-технического сотрудничества.
Судостроительная отрасль вносит значительный вклад в экономику Петербурга. По оценке Петростата, в 2023 году индекс производства прочих транспортных средств и оборудования (включая строительство кораблей, судов и лодок) составил в Петербурге 97,3% по сравнению с 2022-м годом. По итогам первых четырёх месяцев текущего года он прирос на 66,4% к аналогичному периоду 2023-го.
В свою очередь, промпроизводство Петербурга за январь-апрель в целом увеличилось на 11,8% к аналогичному периоду прошлого года. Объем отгруженной продукции обрабатывающих производств вырос на 34,6% (до 1,48 трлн рублей), а объём инвестиций в основной капитал (по итогам января-марта) — на 26,3% до 238,9 млрд.