3D-печать «взлетела» в авиации

Николай Ульянов
заместитель главного редактора, редактор отдела промышленности «Монокль»
28 июня 2024, 15:19

Российские авиастроители наиболее активно применяют в своем производстве аддитивные технологии. На втором месте – ракетно-космическая сфера.

aviation21.ru/«ОДК-Климов»
Уже есть опытный образец двигателя ВК-650В ((на фото), на 12% состоящий из деталей, изготовленных по аддитивной технологии.

Авиация и авиационное двигателестроение стали крупнейшими потребителями оборудования, материалов и услуг 3D-печати с объемом в 2,55 млрд рублей. На втором месте ракетно-космическая сфера, 1,76 млрд рублей. Крупными потребителями также стали центры аддитивного производства и технологий (1,24 млрд рублей) общее машиностроение (1,23 млрд рублей), а также вузы и НИИ (1,23 млрд рублей).

Такие данные приведены в маркетинговом исследовании «Рынок аддитивного производства в России». Его провел «Клуб аддитивных технологий». Он создан для содействия развитию аддитивной отрасли и объединяет производителей оборудования для 3D-печати и компаний, оказывающих инжиниринговые услуги, а также ведущих научную и исследовательскую деятельность в области аддитивных технологий.

Анализ рынка аддитивных технологий был сделан на основе опроса 151 респондента, представляющих различные сегменты экосистемы аддитивного производства. 

В целом, по итогам 2023 года российский рынок аддитивных технологий и производства составил 15,5 млрд рублей. И хотя, по сравнению с общемировым рынком, российский ничтожно мал, темпы его роста весьма значительны.

«Наша аналитика показала рост на впечатляющие 33,9 процентов в 2021–2022 годах и невероятные 60,1 процента в 2022–2023 годах», – рассказывает Дмитрий Трубашевский, эксперт рынка аддитивных технологий (АТ), директор проекта по проведению исследования «Рынок аддитивного производства в России». – «Можно привести в параллель данные из аналитического отчёта AMPOWER 2024. Согласно их представлению, производители основных АТ из Азиатско-Тихоокеанского региона заметно опережают своих конкурентов из США и ЕС, показав рост продаж оборудования примерно на 13,5 процентов. США при этом выросли на 11 процентов, а в ЕС наблюдается спад на 0,3 процента!».

Следует отметить существенный рост производства при помощи аддитивных технологий конечных изделий, которые используются при создании конкретных агрегатов и машин. Если раньше основной упор делался на прототипирование, то теперь 3D-печать массово пришла в реальное производство.

Так, ключевой областью применения аддитивных технологий в российской авиации остаются разработки и модернизация авиационных компонентов, преимущественно в области двигателестроения. В российском двигателе пятого поколения ПД-14 утверждено уже девять деталей, которые будут изготавливаться аддитивным способом. «Центр аддитивных технологий» (входит в «Ростех») производит сопловые и рабочие лопатки, топливные форсунки, корпуса компрессоров и многие другие элементы авиационных двигателей.

Российские производители вертолётов также используют аддитивные технологии. Одним из примеров является печать «ЦАТ» редукторов и опор двигателей ВК-1600В, устанавливаемых на вертолёт Ка-62. Также «Объединенная двигателестроительная корпорация» оснастит вертолёты «Ансат» двигателями ВК-650В, опытный образец которого на 12% состоит из напечатанных деталей.

Учитывая планы России по кратному увеличению выпуска собственных самолетов, стоит ожидать, что применение аддитивных технологий в авиации покажет значительный рост.

Серьезный рост использования 3D-печати ожидается и в общем машиностроении. Связано это в том числе и с тем, что закупленные ранее в ставших сегодня недружественными странах техника и оборудование постепенно изнашивают свой ресурс и нуждаются в запасных частях, поставка которых прекращена или ограничена. Выходом здесь может стать как раз использование аддитивных технологий для изготовления запасных частей. При этом, как отмечается в исследовании, предприятия, зачастую не имеющие собственных конструкторских и технологических компетенций в сфере 3D-печати, предпочитают пользоваться услугами центров аддитивного производства, что приведет к росту и этого сектора аддитивных технологий.

«Невероятная динамика развития российского рынка АТ просто должна была обратить на себя внимание органов власти», – говорит Дмитрий Трубашевский, – «Мы очень надеемся, что это исследование будет изучено теми, кто принимает стратегические решения, и они с ещё бо́льшим энтузиазмом начнут продвигать эту инновационную тематику, ведь АТ сегодня помогают импортозаместить ответственные компоненты стратегического оборудования и создавать новые наукоёмкие продукты».

В исследовании приводится несколько сценариев сценария развития рынка аддитивных технологий до 2027 года. Наиболее оптимистичный предполагает его рост до 46 млрд рублей, то есть в три раза относительно 2023 года.