Чебоксарский завод силовых агрегатов (ЧЗСА) и ПО «Елабужский автомобильный завод» (ЕлАЗ) заключили на Международной промышленной выставке «Иннопром» сделку, по которой в 2026-2030 годах ЧЗСА поставит ЕлАЗу компоненты для техники на 2,5 млрд рублей.
Сумма контракта на 40% превышает нынешнюю годовую выручку ЧЗСА (1,5 млрд руб.), а объем поставок — не менее 4,3 тыс. изделий — едва вписывается в только еще строящиеся производственные мощности. Так что ЧЗСА, похоже, придется в обозримом будущем радикально расширять производство и превращаться из локального - в федерального игрока.
Речь в контракте идет о поставке ЕлАЗу, выпускающему спецтехнику, ведущих мостов для экскаваторов-погрузчиков. Почему ЕлАЗ решил закупиться комплектующими местного производства? Причина проста.
Представленная на выставке разработка ЧЗСА - вилочный погрузчик - оснащена уникальным ведущим мостом, превосходящим китайские аналоги и не уступающим по качеству лучшим мировым образцам.
Теперь об инвестпланах ЧЗСА. В 2023 году завод принял неочевидное стратегическое решение, вложив 200 млн рублей в НИОКР и в оснащение нового для себя производства мостов и погрузчиков. В 2024 году инвестиции выросли до 700 млн руб.: строится производственный корпус, где выпуск мостов к 2027 году будет доведен до 2 тыс. штук в год, из них половина — для рынка, а половина — для собственных вилочных погрузчиков, спрос на которые растет.
Получается, что из-за контракта с ЕлАЗом (более 1 тыс. штук в год) ЧЗСА должен заморозить продажи мостов другим клиентам и еще сдерживать собственное производство погрузчиков?
Хотя в ЧЗСА говорят, что держатся тактики постепенного наращивания производственных мощностей и компетенций, после сделки с ЕлАЗом там не могут не понимать, что надо искать пути, по которым развитие пошло бы с ускорением. Будем ждать от завода новых нетривиальных решений.