Высокие расходы на обеспечение энергией, а также неопределенность относительно поставок энергоносителей вынуждает 4 из каждых 10 производственных компаний Германии думать о смене немецкого адреса на заграничный или, как минимум, о снижении производства дома, в ФРГ, утверждают авторы исследования Торгово-промышленной палаты (IHK). Такие же мысли у руководства более половины промышленных компаний ФРГ, в которых работает не менее 500 человек. Эта невеселая статистика больше всего, как нетрудно догадаться, относится к энергоемким секторам промышленности, где борьба с дорогой энергией идет уже два года, с тех пор, как начался конфликт на Украине и цены на энергоносители взлетели до небес.
«Доверие экономики Германии к энергетической политике (правительства) серьезно подорвано,- приводит Bloomberg комментарий заместителя президента IHK Ахима Деркса.- Политики не сумели показать компаниям, что они могут иметь надежные и доступные поставки энергии».
Дорогая электроэнергия является главной причиной низкой производственной активности и промышленной деятельности в Германии в последние два года. Больше всего от высоких цен пострадали энергоемкие отрасли промышленности, особенно, химическая промышленность и производство удобрений.
«Немецкая промышленность потеряла в производственном секторе почти десятилетие роста»,- говорилось в отчете Федерального объединения немецкой промышленности (BDI) в мае 2024 года.
Немецкая промышленность едва ли полностью восстановится после ценового энергетического шока и вернется на тот уровень конкурентоспособности, на котором она находилась до 24 февраля 2022 года. Этот невеселый прогноз сделал еще в апреле этого года изданию Financial Times глава крупной немецкой энергетической компании RWE Маркус Креббер.
«У немецкой промышленности есть один недостаток»,- подчеркнул он в том интервью и объяснил, что у Германии сейчас структурно более высокие цены на электроэнергию, потому что она зависит от импорта сжиженного газа. Это значит, что немецкому бизнесу стало труднее соперничать с конкурентами из Америки и Азии.
Несмотря на то, что объединенной Европе удалось в целом осуществить заветную мечту и в значительной мере снизить зависимость от российского газа, континент оказался крайне уязвим перед поставками голубого топлива и ценовыми шоками, считает Маркус Креббер, потому что европейцы не предусмотрели никакого защитного механизма в энергетической системе.
Глава RWE говорил обо всей Европе, но больше всего от навязчивого желания покончить с зависимостью от дешевых российских энергоносителей и, в первую очередь, газа пострадала именно Германия. Первая экономика Старого Света, которая в совсем еще недавнем прошлом считалась мощным локомотивом, вытаскивающим континент из кризисов, сейчас сама нуждается в помощи и из локомотива превратилась в тормоз для объединенной Европы. О незавидном состоянии немецкой экономики лучше любых цифр говорит то, что сейчас ее вновь все чаще называют «больным человеком Европы».