Газовозы и корабли с зерном обходят Панамский канал стороной

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
14 августа 2024, 22:03

Изменения климата сделают засухи более частыми.

Getty Images
Читайте Monocle.ru в

Администрация Панамского канала пытается убедить торговцев сжиженным газом (СПГ) и зерном вернуться к кратчайшему пути из Атлантического в Тихий океан, пропускная способность которого из-за сильного обмеления, вызванного очень сильной засухой в прошлом году, резко снизилась и кораблям пришлось искать другие пути. Администрация рассчитывает восстановить нормальную пропускную способность уже в сентябре этого года, пишет Financial Times, но захотят ли возвращаться капитаны судов и судовладельцев, которые за год, похоже, привыкли к другим маршрутам, большой вопрос. Достаточно сказать, что по Панамскому каналу в июле прошло, по данным Marine Traffic, лишь 13 газовозов с СПГ, вдвое меньше, чем в июле 2022 года. Более чем на треть, на 35% снизился в июле трафик по каналу и сухогрузов – до 129 судов.

Правда, корабли других типов, скажем, контейнеровозы пользуются Панамским каналом так же активно, как и до засухи. Ситуация с газовозами и сухогрузами показывает также, какие сильные негативные изменения произошли в последние месяцы и годы с цепочками поставок. Изменения вызывают и тревогу за судьбу Панамского канала, на который приходится 5% всей мировой торговли и который служит важнейшим источником доходов Панамы, по территории которой он проходит. Кстати, виновником прошлогодней засухи стало атмосферное явление, известное как Эль-Ниньо.

Рор Адланд, возглавляющий компанию SSY, видит причину падения популярности Панамского канала в том, что «он просто стал менее привлекательным, чем в прошлом» для перевозчиков дешевых товаров и сырья. Пользователям не нравится, например, система предварительных заказов транзитных слотов, принятая из-за засухи и повышающая затраты на проход кораблей по каналу.

Раньше, в самые оживленные дни через Панамский канал проходило до 36 кораблей в день. В январе же этого года эти цифры снизились почти вдвое – до 20. Во время засухи увеличились очереди и вырос тариф на прохождение судов. Один из судовладельцев из Японии пожаловался, что ему за возможность протии по каналу без очереди пришлось заплатить почти 4 млн долларов.

Благодаря росту тарифов несмотря на засуху и снижение трафика доходы Панамского канала в прошлом году (с сентября 2022 г. до сентября 2023 г.) увеличились на 15%. Конечно, такие цены отпугивают многих судовладельцев и капитанов кораблей. Директор Администрации Панамского канала Рикаурте Васкес обещает разобраться с тарифами и ценами в сентябре. Он, кстати, объясняет снижение числа газовозов не снижением популярности Панамского канала, а изменением потоков СПГ, которые сейчас в основном идут из Америки в Европу.

Эксперты считают, что трафик будет возвращаться к прежним цифрам постепенно вместе с повышением воды в канале, вызванным возобновившимися дождями, и восстановлением цепочек поставок. Что же касается популярности Панамского канала, то судовладельцы и капитаны газовозов действительно привыкли к маршруту вдоль Африки, который хотя и длиннее пути через канал, но надежнее.

Однако несмотря на возобновившиеся дожди будущее Панамского канала далеко не безоблачное. Изменения климата повышают вероятность новых засух и риск повторения событий прошлого года.

Конечно, панамские власти не сидят, сложа руки. Новое правительство Панамы, пришедшее к власти в июле, энергично разрабатывает план долгосрочной борьбы с дефицитом воды для канала. Считается, что новый резервуар Рио Индио будет снабжать водой как канал, так и панамских потребителей в течение 50 лет. Однако проект его строительства все еще остается только на бумаге. Необходимо убедить местных жителей разрешить грандиозную стройку, но сделать это в нынешние сложные времена будет нелегко. Пока резервуар будет строиться, а процесс строительства займет 5-6 лет, Панамский канал будет мучиться из-за нехватки воды и терять популярность.