Новый виток информационной войны

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
27 августа 2024, 13:23

Сможет ли Павел Дуров защитить свое детище Telegram и в более широком смысле – конфиденциальность общения в интернете.

devedu.uz
Читайте Monocle.ru в

Несколько последних дней для цифрового сообщества выдались более чем волнительными. Известный предприниматель-миллиардер, состояние которого оценивается в 9,15 млрд долларов, Павел Дуров был арестован во Франции, куда прилетел «просто поужинать». 

На текущий момент известно, что его обвинили в 12 преступлениях, в том числе в создании онлайн-платформы для осуществления незаконного взаимодействия в организованной группе и в организации мошеннической схемы. В списке претензий европейского правосудия присутствуют достаточно громкие статьи, как, например, соучастие в распространении, предложении или размещении порнографических изображений несовершеннолетних в составе организованной группы. 

Тем не менее для общества и технологической сферы гораздо более знаковым выглядит обвинение в отказе предоставить по запросу компетентных органов информацию или документы, необходимые для проведения перехвата сообщений, разрешенного законом. В свое время подобную задачу пытались решить российские правоохранители, но после ряда неудачных попыток запретить Telegram его разблокировали, придя к определенному консенсусу с его владельцем. В Европе, по-видимому, консенсуса не случилось – как минимум пока.

По заявлениям французских властей, обвинения связаны с расследованиями, которые ведут центр по борьбе с киберпреступлениями жандармерии и Национальное управление по борьбе с мошенничеством Франции. Сообщается также, что Павел Дуров уже опрошен следователями по всем статьям обвинения.

Происходящее выглядит несколько сюрреалистично. Долгое время казалось, что фигура Дурова стоит над всеми и фактически неприкосновенна – как благодаря деньгам миллиардера, так и его значимости для технологического сообщества. «Неуловимый основатель Telegram представляет собой фигуру загадочного, путешествующего по миру технологического гения с потрясающими способностями Марка Цукерберга, причудливыми привычками Джека Дорси и либертарианской жилкой Илона Маска» - так, к примеру, характеризует этого человека CNN.  Как показала практика, неприкосновенных нет. 

В определенной степени происходящее с Павлом Дуровым напоминает «бодания» Марка Цукерберга с Вашингтоном, однако здесь все гораздо жестче. В свое время Дуров заявлял, что его опыт общения с Кремлем и потеря VK был ключевым мотивом при создании Telegram, который сейчас базируется в Дубае. Он и его брат хотели построить что-то, что было бы свободно от глаз правительства.

Павел Дуров решил создать собственное приложение для обмена сообщениями, несмотря на и без того переполненный рынок для таких платформ. «Неважно, сколько существует приложений для обмена сообщениями, если все они отстойные», - заявил он TechCrunch в 2015 году. Telegram, по словам Дурова, стал самой безопасной платформой для обмена сообщениями на рынке – и компромисс, связанный с созданием лазейки для правительств, подорвал бы привлекательность приложения и приверженность компании соблюдению конфиденциальности. В Telegram закрытые чаты устроены так, что оно осуществляется на устройствах отправителя. Соответственно, сообщения могут быть расшифрованы только на устройстве получателя. Содержимое секретных чатов не хранится на серверах Telegram. Поэтому Telegram считается более защищенным, чем WhatsApp и другие мессенджеры.

Надежное сквозное шифрование данных соцсети и широко разрекламированная приверженность конфиденциальности оказались привлекательными для сотен миллионов пользователей Telegram, включая, согласно широко распространенному мнению, и террористов, планировавших теракты в Париже в ноябре 2015 года.

Отказ Telegram предоставить правоохранительным органам ключи дешифрования привел к разногласиям с правительствами по всему миру, включая Россию. Москва в 2018 году попыталась запретить Telegram за отказ предоставить российским спецслужбам ключи. Но Дуров проигнорировал запрет. Впереди, как казалось, было очередное противостояние между предпринимателем и Кремлем, но запрет был снят в 2020 году.

В последующие годы Telegram стал одной из немногих зарубежных социальных сетей, работающих в России без ограничений. Сейчас это предпочтительное средство официального общения для многих чиновников.

Проблема злоупотреблений Telegram со стороны лиц, отмывающих деньги, наркоторговцев и распространяющих педофилию, продолжает беспокоить правительства западных стран. Задержание Дурова во Франции было связано с ордером, связанным с отсутствием модерации в Telegram, сообщает BFMTV, дочерняя компания CNN.

Telegram ответил на это заявлением, что «абсурдно утверждать, что платформа или ее владелец несут ответственность за злоупотребление этой платформой». В заявлении добавлено, что Telegram соблюдает законы ЕС и Дурову нечего скрывать.

Если оценивать мировой рынок мессенджеров, то Telegram прочно занимает третье место в мире по количество пользователей, что делает его сильным конкурентом доминирующей, по крайней мере в США и ЕС, империи Цукерберга и пытающемуся вернуть былое величие X (бывший Твиттер), отмечает к.э.н., доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве РФ Михаил Хачатурян. При этом с точки зрения контроля со стороны спецслужб Telegram очевидно, самый равноудаленный от них мессенджер. 

«Разумеется, - говорит эксперт, -  руководство Telegram во главе с Дуровым заявляло и продолжает декларировать, что никаких «бэкдоров» для спецслужб в мессенджере нет. Во что верится с большим трудом, ведь на некие контакты со спецслужбами по тем или иным поводам Telegram ранее шел. Поэтому, скорее всего, определённый доступ есть. При этом стоит сказать, что несмотря на флер мистицизма, таинственности и некоторой фронды правительствам всего мира, который любит на свою персону напускать Дуров, прежде всего, бизнесмен, и резонно предположить, что о претензиях французских, а точнее европейских властей он знал, собственно как гражданин Франции и ехал договариваться. Безусловно, он не рассчитывал, что договариваться придется в стенах тюрьмы, но уже имеет, то что имеет». 

С точки зрения управления, отмечает Михаил Хачатурян, Telegram максимально децентрализованная структура, но генеральный директор имеет решающее слово в принятии решений. И без его решения никто ни к каким «бэкдорам» доступа не получит. Из этого, скорее всего, и будут исходить сейчас власти ЕС, торгуясь с Дуровым за получение более полного доступа к «бэкдорам» Telegram в ЕС. Ведь именно это их интересует больше всего. 

«Поэтому на Дурова будут давить с целью того, чтобы по примеру Tik Tok в США он обособил сегмент Telegram в ЕС и отдал управление в руки местной компании, подконтрольной европейским чиновникам. Насколько долго Дуров будет отказываться от такой сделки, покажет время. При этом российские «бэкдоры» ЕС и США интересуют постольку поскольку, их в большей степени интересует перекрытие информационного потока из России, который сейчас открыто попадает в ЕС, собственно его перекрытия они и добиваются», - уверен эксперт.

Между тем, обращает внимание Екатерина Мовсесян, генеральный директор КРОС, Telegram, в отличие от других мессенджеров, четко ассоциируется с именем Павла Дурова. Whatsapp, WeChat, Viber не имеют такой прочной ассоциации с создателем, как эта соцсеть. Поэтому, уверена она, любое событие, связанное с Павлом Дуровым, сразу воспринимается не только как личное, но и «корпоративное». Для инвесторов Telegram тоже ассоциируется с Павлом, поэтому рынок так отреагировал на курс TON. Пока не будет ясности с тем, что в дальнейшем будет с Дуровым, любые инвестиционные проекты встанут на паузу.

Между тем, напоминает эксперт, Павел Дуров — это ключевой идеолог развития платформы, а также в основном именно он привлекает инвестиции. Ежемесячные расходы у мессенджера крайне велики и без Дурова команде будет трудно привлекать новые инвестиции на содержание сервиса. Поэтому какое-то время все заинтересованные лица будут наблюдать за развитием ситуации. А оно будет зависеть как от внешних факторов, так и от антикризисного плана компании. Если он был составлен правильно, и компания будет ему следовать, то серьезных последствий для бизнеса удастся избежать. 

«Но любой кризис рано или поздно проходит. Вопрос, с каким результатом, - отмечает Екатерина Мовсесян. -  Да, это в какой-то степени «черный лебедь» для Telegram, но скорее всего, команда предвидела такой сценарий для своего основателя и генерального директора, поскольку предпосылки уже были. Кстати, команда Telegram впервые вышла с официальным заявлением в связи с арестом, и это хорошо, так как показывает, что Telegram — это не только Павел Дуров, что есть команда, которая готова продолжить работу, и функционирование платформы не прекратится.

Между тем, указывает адвокат, председатель совета Московской коллегии адвокатов «Андреев, Бодров, Гузенко и партнёры» Андрей Андреев, регулирование мессенджеров и сервисов обмена данными в ЕС осуществляется в соответствии с законодательством о защите персональных данных, такими как Общий регламент о защите данных (GDPR). Telegram, как компания, зарегистрированная за пределами ЕС, частично подчиняется этим нормам, но имеет определенную автономию в вопросах хранения и обработки данных пользователей.

Что касается возможности принуждения Дурова к передаче ключей шифрования, это технически возможно, считает юрист, но в реальности зависит от ряда факторов. Telegram использует распределённые системы шифрования, что затрудняет контроль над сервисом. Запросы властей могут быть проигнорированы, учитывая принцип анонимности и защиты данных. Тем не менее, жёсткие меры могут угрожать самой экосистеме Telegram и её пользователям, а также привести к международным спорам.

«В будущем, вероятно, будут предприниматься попытки ужесточить регулирование подобных сервисов, как в ЕС, так и в России. Однако, учитывая глобальный характер Telegram, его перенос в другую юрисдикцию всегда остается возможным вариантом, - указывает Андрей Андреев. - Ответственность Павла Дурова в данном случае может быть связана с неисполнением требований российских властей о предоставлении информации. Однако учитывая его местонахождение за пределами России, непосредственные юридические последствия для него представляются ограниченными».

Задержание Дурова, добавляет адвокат, является важным сигналом о необходимости переосмысления роли платформ для обмена сообщениями в обществе, а также об ответственности их владельцев перед законодательством. Этот случай может стать значительным прецедентом для будущего регулирования цифровых сервисов как в Европе, так и в других регионах.

Как считает вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительств Владимир Кузнецов, вопрос с правоохранительными органами может быть решен различными способами, в том числе сделкой со следствием, которая бы предполагала изменение условий использования Telegram, в частности, посредством запрета регистрации пользователей без реального номера телефона и пр. Как при этом будет решен вопрос с обвинениями в мошенничестве и педофилии – пока непонятно.