Путь к IPO: зачем стартапам публичное размещение акций в России

Юлия Поволоцкая
Заместитель генерального директора Фонда «Московский инновационный кластер» (Фонд МИК)
28 августа 2024, 15:59

В непростой для компаний 2022 год на российском рынке ценных бумаг состоялось только одно IPO — на биржу вышел сервис аренды самокатов Whoosh. Тогда же произошло и сильное охлаждение отечественного венчурного рынка, доминирующее положение на котором занимали международные фонды. И если «венчурная зима» затянулась, то рынок IPO начал «оттаивать» гораздо быстрее.

Читайте Monocle.ru в

В непростой для компаний 2022 год на российском рынке ценных бумаг состоялось только одно IPO — на биржу вышел сервис аренды самокатов Whoosh. Тогда же произошло и сильное охлаждение отечественного венчурного рынка, доминирующее положение на котором занимали международные фонды. И если «венчурная зима» затянулась, то рынок IPO начал «оттаивать» гораздо быстрее.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2023 году на Московской бирже появилось восемь новых тикеров. Что же касается прогнозов, то директор Акселератора Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Дмитрий Калаев в своем выступлении на конференции Kommersant Invest Breakfast в апреле 2024 года заявил, что в 2024–2025 годах на российском рынке ожидается не менее 30 публичных размещений. За первое полугодие текущего года уже состоялись листинги восьми компаний, что подтверждает прогноз эксперта.

Зачем российским компаниям IPO

В последние несколько лет для инвесторов в стартапыстандартной стратегией выхода из проекта с прибылью была продажа доли стратегическому инвестору. Из-за фрагментации мировой финансовой системы этот способ стал давать сбои, а список потенциальных покупателей сократился фактически до крупных российских корпораций, заинтересованных в расширении своего портфеля продуктов и доступе к высококвалифицированным сотрудникам проекта через M&A-сделки.

В то же время для основателей бизнеса такой сценарий зачастую означал потерю независимости в выборе стратегии дальнейшего развития и необходимость следовать в фарватере планирования нового совладельца. И если раньше альтернативой поглощению было долговое фондирование, то после нескольких циклов роста ключевой ставки ЦБ эти деньги стали слишком дорогими для большинства компаний.

Эти и другие факторы вызвали у стартапов растущий интерес к проведению внутрироссийского IPO. Тем более что на биржу буквально хлынули миллионы физических лиц, готовых инвестировать и имеющих повышенный аппетит к риску.

Бум ликвидности и нашествие «физиков»

По данным Московской биржи, к июню 2024 года количество открывших брокерские счета физических лиц в стране превысило 32,4 млн, а самих счетов — 57,7 млн. Количество совершенных участниками сделок за тот же июнь достигло 3,6 млн, а их суммарный объем составил 73% от всех торгов акциями.

Трудности инвестирования в иностранные активы наложились на рост объема ликвидности внутри РФ, что и привело к бурному росту биржевой активности «физиков». Эти же процессы вызвали и активизацию отечественных бизнес-ангелов со средними чеками 2−5 млн руб., которые стали чаще поддерживать стартапы на ранних этапах развития. Так, доля бизнес-ангелов по количеству сделок на российском венчурном рынке в 2022-2023 гг. составила 41-42% против 32% в 2021 году. При этом их доля по объему инвестирования возросла с 4% в 2021 году до 8,5% в 2022 и 27,5% в 2023 году. 

Эти тренды не могут не привлекать внимание стартапов. «Разогретая» биржа позволяет им получить столь необходимое для масштабирования долевое финансирование, но сохранить независимость в своих стратегических планах. При этом далеко не все основатели бизнесов, интересующихся IPO, во всей полноте представляют сложность этого пути.

Как выйти на IPO и pre-IPO

Опираясь на картину, которую мы наблюдаем среди стартапов — участников Московского инновационного кластера и за его пределами, мы видим, насколько на самом деле мало бизнес знает о вопросах, которые предстоит решить на пути к IPO и даже pre-IPO. Это сложная и дорогая процедура, включающая в себя большое количество акторов. Стремясь закрыть этот пробел, мы создали программу «Путь к IPO».

Еще в начале этого года наш анализ показал, что понятного сквозного пути для вывода компании на российское IPO не существует. Как нет и критериев, по которым можно оценить готовность проекта к публичному размещению акций. Уже первый отбор участников в «Путь к IPO» дал некоторые инсайты.

45% от общего числа заявителей планируют выйти на предварительное публичное размещение акций или фондовый рынок в ближайшие несколько лет, еще 5% намерены выпустить облигации. 43% участников, подавших заявки, заинтересованы в привлечении в стартап частных инвестиций, а 7% рассматривают возможность использования заемных средств для финансирования проектов.

Всего было подано свыше 200 заявок. Всем зарегистрировавшимся на программу был открыт доступ к теоретическому модулю, который состоял из видеолекций с участием ведущих экспертов рынка, представителей биржи и крупных компаний, имеющих опыт выхода на публичные рынки. Доступ к практической части получили всего 40 участников. Хорошим индикатором, который отличал их от остальных, оказалась выручка.

Так, например, медианная годовая выручка среди компаний, которые стремились  на pre-IPO, составила около 190 млн руб. А среди одобренных комитетом претендентов на IPO этот показатель превысил 400 млн руб. Иными словами, готовыми к публичному размещению были признаны только достаточно взрослые и большие проекты с устойчивой бизнес-моделью.

Объясняется это просто. Уже одна только стоимость процесса подготовки компании к акционированию в России начинается от 100 млн руб. 30% от этой суммы придется потратить на составление эмиссионных документов, еще 15–20% — на реорганизацию компании.

Дело в том, что бизнес, который долго развивался в частных руках, не соответствует действующим для публичных компаний требованиям по открытости, прозрачности и готовности предоставления отчетности. Перевести компанию из одного состояния в другое — большой и небыстрый труд, требующий оплаты услуг консалтинговых компаний.

Сюда же следует добавить расходы на регистрацию интеллектуальных прав, прохождение финансовых аудитов, юридических и налоговых проверок, всех прочих элементов процедуры due diligence, а также стоимость услуг брокеров и андеррайтеров.

Но и это еще не все. Публичное размещение акций требует дополнительных расходов на маркетинг и PR. К моменту листинга вся потенциальная аудитория инвесторов должна быть оповещена об этом событии. Потребуются пресс-релизы, презентации, а возможно, и роуд-шоу. Все это мы объясняли еще в первом, теоретическом блоке «Пути к IPO», а продолжили уже в формате очных лекций с заочными домашними заданиями.

Первый опыт программы показал непонимание менеджментом процедур по публичному размещению акций. И это оказалось одним из значимых барьеров на пути к IPO. 

Отдельной гордостью МИК стала участница нашей программы, частная российская космическая компания SR Space, дебютировавшая со своим pre-IPO на Московской бирже 19 июля 2024 года. В обмен на долю 10% организаторы размещения планируют привлечь 1,5 млрд руб.

Оценить возможности

В заключении своего свежего исследования аналитики «Эксперта РА» приходят к однозначному выводу: популярность IPO продолжит расти. В текущих условиях привлечение финансирования на российской бирже станет долгосрочным трендом.

Поэтому молодым компаниям, которые готовы к быстрому масштабированию и нуждаются лишь в средствах для него, имеет смысл детально рассмотреть свое соответствие требованиям к pre-IPO/IPO и оценить собственную готовность пройти этот непростой, но важный путь. МИК стремится им в этом помочь и уже планирует новый, осенний набор в программу «Путь к IPO», переработанную на основе обратной связи от участников.