Блогеров выведут из тени

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
6 августа 2024, 09:19

Владельцы блогов с более чем 10 тысячами подписчиков обязаны будут передавать сведения о себе в Роскомнадзор.

flickr/moscow-live

Депутаты Государственной Думы на прошлой неделе приняли во втором и третьем чтениях поправки в законодательство в части уточнения особенностей оказания услуг связи. Как говорится в сообщении нижней палаты парламента, одной из новых новелл законодательства стало то, что владельцы блогов и каналов с более чем 10 тысячами подписчиков обязаны будут передавать сведения о себе в Роскомнадзор. 

Для не зарегистрированных в перечне РКН блогеров устанавливаются следующие ограничения: на размещение рекламы российскими рекламодателями, на репост другими каналами их сообщений, на распространение информации о возможных способах финансирования канала и его владельца.

По словам председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александра Хинштейна, это требование коснется и каналов в Telegram. «Многие из них по влиянию уже превосходят традиционные СМИ, а вот их владельцы практически не несут ответственности за распространяемую информацию, включая и фейки. Если законопроект будет принят, владельцы каналов с аудиторией более 10 тысяч подписчиков будут обязаны подать регулятору сведения о себе и не распространять запрещенную информацию», — указал депутат.

«Отдельно подчеркну: речи о блокировке каналов без идентификации не идет. Но такие «анонимы» не смогут размещать рекламу, собирать донаты, а их посты не должны будут репоститься другими каналами», — добавил Александр Хинштейн.

Впрочем, это не единственное законодательное ограничение, введенное в отношении блогеров. Параллельно был принят  во втором чтении закон о запрете треш-стримов. Ко второму чтению документа авторы уточнили формулировку, характеризующую «треш-стрим»: это информация, оскорбляющая человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающая явное неуважение к обществу, содержащая изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и распространяемая из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений. 

Треш-стримы будут отнесены к информации, запрещенной к распространению. «Предусмотрены обязательный мониторинг в социальных сетях подобного контента и его удаление. Для организаторов и участников треш-стримов вводятся штрафы до 1 млн рублей с изъятием оборудования для ведения трансляций», — отметил председатель ГД Вячеслав Володин. 

Факт ведения таких трансляций станет отягчающим обстоятельством, а также квалифицирующим признаком по 10 статьям Уголовного кодекса, уточнил он. Административный штраф за распространение таких жестоких видео, составит для граждан от 50 тысяч до 100 тысяч рублей, для должностных лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч, для юридических — от 800 тысяч до 1 млн. Дополнительно предусмотрена конфискация оборудования, использованного для изготовления таких материалов.

Борьба с дезинформацией, защита несовершеннолетних от неподобающего контента и законность в цифровой среде – безоговорочные аргументы, позволяющие поддержать закон о регистрации блогеров в Роскомнадзоре, отмечает Диана Суворова, ведущий юрист компании «Легис Веритас». Он позволит установить личность автора и осуществлять контроль за контентом, что поспособствует улучшению качества информации. 

Исторический опыт других стран показывает, что баланс между регулированием и свободой инноваций является ключевым фактором успеха подобных инициатив. «Сравнить данный закон можно с законом об иноагентах, который позволил отсеять блогеров и лиц, представляющих угрозу моральным ценностям жителей РФ: они потеряли до 60-70% доходов от рекламных постов. Не стоит забывать о том, что при большом желании блогеры будут пытаться обойти закон, так или иначе находя пути, позволяющие сохранить заработок, однако с уверенностью можно сказать, что в купе с ограничениями на покупку SIM-карт бизнес-цели блогеров станут прозрачнее и уязвимее перед законом», - говорит Диана Суворова.

Закон о деанонимизации блогеров – еще один шаг на пути выстраивания системы контроля над контентом в социальных сетях, уверена директор по разработкам и исследованиям коммуникационного агентства КРОС Ксения Касьянова. Эпоха «дикого» блогинга и анонимных каналов, по ее словам, уходит в прошлое, а рынок становится значительно более прозрачным не только с контентной, но и с финансовой точки зрения.

Закон способен оказать некоторое воздействие на коммуникационные стратегии информационно-новостных каналов в сети интернет, но во многом он больше повлияет на каналы и блогеров среднего размера, которые ранее не попадали на радары надзорных органов. Особенно это характерно для Телеграм-каналов.

Несомненно, считает эксперт, взлет большинства популярных сегодня телеграм-каналов был связан с их анонимностью и, как следствие, значительно большей смелостью и провокационностью в сравнении со СМИ и блогерами на площадках социальных сетей. Но уже 5-7 лет назад прошли процессы, которые и без принятия закона привели либо к деанонимизации, либо к закрытию многих телеграм-каналов. Уже сегодня понятие «анонимный телеграм канал» скорее фигура речи. Авторы крупных каналов давно успели подстроиться к ситуации прозрачности для надзорных органов. В этом смысле вряд ли мы увидим крупные изменения информационного ландшафта, полагает Ксения Касьянова.

Каналы же с подписчиками в несколько десятков тысяч – это нишевые каналы, зачастую посвященные отдельной узкой тематике, продолжает она. Они интересны рекламодателям с точки зрения достижения отдельных специальных аудиторий с особыми тематическими интересами. Здесь тоже можно не ожидать каких-то резких перемен, так как изначально редакционная политика таких каналов не строится на политических темах и не затрагивает острую социальную повестку.

Конечно, уверена Ксения Касьянова, некоторая часть каналов «средней руки» подпадет под закрытие и блокировки, в том числе, демонстративные. Но это навряд ли повлечет за собой последствия для рекламодателей, так как Телеграм как площадка находится на том уровне развития, когда уже не существует безальтернативных каналов. 

А хуже почувствуют себя те, заключает эксперт, кто привык через каналы реализовывать проекты, связанные с информационными вбросами. Для них риски «попасть на радары» увеличиваются. Возможно, отчасти введение новых правил поможет несколько снизить объем фейков в информационном пространстве.