Volkswagen AG (VW) планирует впервые в своей 87-летней истории закрыть заводы на территории Германии, чтобы сократить издержки. Руководство автогиганта готово пойти на эти радикальные меры несмотря на очевидную угрозу войны с профсоюзами, которые, естественно, воспротивятся массовым увольнениям своих членов. Причины, которые могут заставить VW начать сворачивать производство и избавляться от рабочей силы, очевидны: немецкая компания так же, как ее коллеги из других европейских стран, терпят поражение в жесткой конкурентной борьбе с производителями электрокаров из КНР и Tesla Илона Маска.
«VW признает всю серьезность сложившейся ситуации,- цитирует Bloomberg аналитика Citigroup Харальда Хендриксе.- Мы живем в сложном геополитическом мире, и Европа эту битву не выиграла».
Продажи автомобилей в Европе сейчас почти на 20% ниже, чем до коронавирусной пандемии. По данным Just Auto, св. 30 заводов VW, Stellantis NV, Renault SA и других европейских автокомпаний работают фактически в убыток. В «черный» список входит даже крупнейший на континенте автомобильный завод в немецком Вольфсбурге, принадлежащий Volkswagen.
В США власти продолжают поддерживать дорогостоящее производство автомобилей и после глобального финансового кризиса, в Брюсселе же отношение к автопрому иное. Огромные инвестиции, необходимые для успешной конкуренции с иностранными производителями электрокаров; потеря дешевых российских энергоносителей, что привело к резкому подорожанию энергии, и тающие на глазах надежды закрепиться на полуторамиллиардном китайском рынке говорят о тяжелых временах, наступающих для европейского автопрома, включая и его главное подразделение – немецкие автоконцерны. У сторонников «зеленого» перехода, немаловажную часть которого составляет переход европейских автолюбителей на электромобили, сейчас все больше сомневаются в том, что эта задача будет выполнена
Признаков, свидетельствующих о кризисе, хоть отбавляй. Прибыль Stellantis в первой половине 2024 года, к примеру, уменьшилась на 50%. Выпуск автомобилей на итальянских заводах компании снизился в январе-июне более чем на треть.
Глава Renault Лука де Мео призывает европейских автопроизводителей в эти трудные времена объединиться в какой-нибудь альянс, который позволит сообща бороться с неурядицами. Имеются и другие серьезные предложения по решению проблем, стоящих сейчас перед европейским автопромом, но время для их принятия и претворения в жизнь стремительно тает.
Во многих европейских странах приняты программы перехода от традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, работающих на бензине, на электромобили. Однако в последнее время популярность авто, работающих на электроэнергии, резко снизилась. Произошло это после того, как во многих странах Старого Света, включая Германию и Швецию, закончились программы поддержки для владельцев электромобилей. Инвесторы тоже, похоже, разуверились в электрокарах. Возникшую нишу моментально заполнили китайские конкуренты, включая такие известные компании, как BYD Co., которая недавно временно даже опережала Tesla, и MG. Не следует сбрасывать со счетов и Tesla, которая стоит втрое дороже VW, Stellantis и Renault, вместе взятых; и более чем вдвое перечисленных компаний, если к ним прибавить еще и BMW AG с Mercedes-Benz Group AG.
Лидер немецкого автопрома VW, сыгравший ключевую роль в послевоенном экономическом чуде Германии, расширялся многие десятилетия и сейчас имеет автозаводы в 5 европейских странах, не включая Германию, и владеет 10 известными автомобильными брендами. Даже после очень громкого «дизельного» скандала в 2015 году концерн продолжил агрессивно расширяться и инвестировать в развитие сектора электромобилей. Однако эти усилия и средства, похоже, не оправдались. Сейчас у крупнейшего автопроизводителя Европы явный спад. Не удивительно, что в июле Audi объявил о намерении сократить 90% из 3 тыс. работников на заводе в Брюсселе. Сокращения на заводах VW, конечно, были и раньше, но они практически не касались немецких заводов автогиганта. Не касались до 2 сентября, когда гендиректор концерна Оливер Блюме объявил о планах по снижению затрат и в самой Германии, чего, естественно, не добиться без массовых увольнений.
«Меня глубоко тревожат планы VW,- говорит эксперт по экономическим вопросам в Социал-демократической партии Бернд Вестфаль.- Я понимаю вызовы, с которыми столкнулся автопром, но закрытие заводов и увольнение работников – не самая убедительная стратегия».
В VW, конечно, тоже понимают это, но они не видят иного выхода из очень сложной ситуации, важную роль в создании которой сыграли и неудачи немецкого автоконцерна на огромном китайском рынке, на который в Вольфсбурге возлагались большие надежды.
«Обстановка ухудшилась, в Европу активно внедряются новые игроки,- говорится во вчерашнем заявлении Блюме.- Германия как бизнес-локация все больше отстает от них в конкурентоспособности».