Законопроект внесен в цифровом виде по каналам электронного документооборота.
Проект бюджета подготовлен на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития, согласно которому в 2025-2027 годах экономическая динамика вернется на умеренную траекторию в 2,5-2,8 % и в дальнейшем рост продолжится темпом около 3,0-3,2 % (в 2028-2030 годах) – то есть выйдет на траекторию, соответствующую официально утвержденным национальным целям развития.
В 2025 году прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 36,1 трлн рублей в 2024 году до 40,29 трлн рублей в 2025 году (+ 11,6 % к 2024 году). В последующие годы продолжится умеренный рост доходов федерального бюджета.
Увеличение расходов федерального бюджета прогнозируется с 39,4 трлн рублей в 2024 году до 41,46 трлн рублей, 44 трлн рублей и 45,9 трлн руб в 2025-2027 годах соответственно.
В 2025-2027 годах исполнение федерального бюджета ожидается с дефицитом на уровне 0,5 % ВВП в 2025 году, 0,9 % ВВП в 2026 году и 1,1 % ВВП в 2027 году. За этот период ненефтегазовый дефицит будет сокращен до 5,0 % ВВП в 2027 году (на 2,5 п.п. ВВП относительно 2024 года).
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2025-2027 годах будут выступать государственные заимствования Российской Федерации. При этом объем госдолга России останется на безопасном уровне (18%).
На мероприятия национальных проектов предусматривается более 40 трлн рублей средств федерального бюджета в течение 6 лет. По сравнению с действующими в 2019-2024 годах нацпроектами, финансирование в части федерального бюджета увеличено практически в 2 раза. В собственно бюджетной трехлетке на финансирование новых Нацпроектов предусмотрено в 2025-2027 гг. 5,7 трлн рублей, 6,2 трлн рублей и 6,3 трлн рублей, соответственно.
Ключевыми приоритетами подготовленного Правительством бюджета являются выполнение всех социальных обязательства перед гражданами, обеспечение обороны и безопасности страны, обеспечение технологического суверенитета.
На раздел «Социальная политика» в проекте бюджета заложено в 2025 году – 6,4 трлн рублей, в 2026 году – 7,19 трлн рублей, в 2027 году – 7,24 трлн рублей.
С 2025 года предусмотрено возобновление индексации пенсий работающих пенсионеров.
Особое внимание государством уделяется адресной помощи семьям с детьми. На выплату единого пособия в федеральном бюджете предусмотрено более 4,0 трлн руб.
Около 1,7 трлн рублей предусмотрено с учетом продления программы материнского капитала до 2030 года. Более 1,7 трлн рублей заложено на программы улучшения жилищного обеспечения семей с детьми.
Среди прочих социальных расходов предусмотрено направить 7,5 млрд. руб. на поддержку региональных демографических программ по повышению рождаемости; более 130 млрд рублей на поддержку малоимущих граждан по программе социального контракта, в рамках которой гражданам помогают реализовать трудовой потенциал; около 40,0 млрд. рублей на поддержку Фонда «Защитники Отечества». Также расширен перечень субъектов федерации, в которых проводится программа комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
В проекте бюджета предусматриваются значительные средства на укрепление обороноспособности страны для обеспечения задач СВО. Ресурсы будут предусмотрены (и уже предусмотрены) на оснащение Вооруженных Сил необходимым вооружением и военной техникой, выплату денежного довольствия, поддержку предприятий ОПК.
Проектом федерального бюджета предусмотрено финансирование по разделу «Образование»: в 2025 году – 1,57 трлн рублей, в 2026 году – 1,68 трлн рублей, в 2027 году – 1,75 трлн рублей.
На здравоохранение в 2025 году предусмотрено - 1,86 трлн рублей, в 2026 году – 1,86 трлн рублей, в 2027 году - 1,91 трлн рублей.
Проектом бюджета предусмотрен ряд мер, нацеленных на развитие экономики. В частности, с 2025 года вводится федеральный инвестиционный налоговый вычет (ФИНВ), который позволит компаниям уменьшить налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, на расходы на создание, приобретение и модернизацию основных средств и нематериальных активов. Это позволит компаниям получить возмещение части инвестиционных затрат на дальнейшее развитие производства.
Особое внимание в проекте бюджета уделено финансированию мероприятий по достижению технологического лидерства. На эти цели на будущую трехлетку предусмотрено в совокупном объеме порядка 6,091 трлн рублей, в том числе в 2025 г. – 1,646 трлн рублей, в 2026 г. – 2,101 трлн рублей, в 2027 г. – 2,343 трлн рублей. Средства будут направлены также на исполнение Послания Президента РФ и стимулирование развития приоритетных отраслей, в том числе:
• - 678,7 млрд рублей на НПТЛ «Промышленное обеспечение транспортной мобильности»;
• - 234,4 млрд рублей на НПТЛ «Станки»;
• - 55,6 млрд рублей на НПТЛ «Новые материалы и химия»;
• - 112,1 млрд рублей на НПТЛ «Беспилотные авиационные системы»;
• - 46,9 млрд рублей на НПТЛ «Новые атомные и энергетические технологии»;
• - 3 749,7 млрд рублей на развитие автомобилестроения, с/х- и специализированного машиностроения;
• - 175,3 млрд рублей на развитие радио- и микроэлектроники.
Продолжится реализация программ льготного автокредитования, льготного лизинга, субсидирования техники на газомоторное топливо.
На госпрограмму «Развитие транспортной системы» предусмотрено 4,8 трлн руб (2025 – 1 487 млрд; 2026 – 1 668 млрд; 2027 – 1 682 млрд рублей).
Значительные ассигнования будут направлены на обеспечение дорожной деятельности: более 2,8 трлн рублей за 2025-2027 годы, на развитие транспорта, включая реализацию инфраструктурных проектов, направленных на развитие городского наземного электрического транспорта.
166 млрд рублей на три года заложено на развитие опорной сети аэродромов (по Посланию Президента) в рамках нового нацпроекта «Транспорт». В рамках формируемого федерального проекта «Развитие опорной сети аэродромов» рассматривается вопрос реализации в период 2025-2030 годов мероприятий по реконструкции и строительству не менее 77 аэродромов.
На нацпроект «Беспилотные авиационные системы» на три года запланировано свыше 112 млрд рублей: в 2025 г. – 27, 829 млрд руб., в 2026 г. – 43, 753 млрд руб., в 2027 г. – 40,526 млрд руб.
Продолжится реализация программ формирования современной городской среды (105 млрд рублей) и комплексного развития сельских территорий (более 77 млрд рублей за 3 года);
Со следующего года начинается программа модернизации коммунальной инфраструктуры: за три года на эти мероприятия из федерального бюджета будет направлено 180 млрд рублей. Кроме того, на восстановление объектов коммунальной и жилищной инфраструктуры в новых регионах будет предоставлено 152 млрд рублей.
154 млрд рублей – предлагается направить на ликвидацию аварийного жилищного фонда.
Более 1,3 трлн рублей – на реализацию дополнительных программ льготной ипотеки (финансирование принятых обязательств по программе льготной ипотеки + ипотека для IT-специалистов; дальневосточная и арктическая ипотека; сельская ипотека) в целях улучшения жилищных условий граждан.
Законопроектом о бюджете предусмотрена финансовая поддержка регионов. На эти цели будет направлено 3,3 трлн рублей ежегодно (2025 год – 3,26 трлн, 2026 год – 3,29 трлн, 2027 год – 3,32 трлн), в том числе на реализацию национальных проектов – около 1 трлн рублей в год.
В рамках реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни» продолжится предоставление регионам бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов, в том числе в 2025 году в объеме до 250 млрд рублей и в 2026-2027 годах до 150 млрд рублей ежегодно.
Кроме того, в соответствии с Посланием Президента предусматриватся списание 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам (порядка 650 млрд рублей в трехлетке).