Авторы обзора Caixin Global подсчитали, что Пекин может заработать на новом госдолге в 2025-27 годах 6 трлн юаней (850 млрд долларов), которые планируется потратить на восстановление китайской экономики. Министр финансов КНР Лань Фоань заявил 12 октября, что Пекин «значительно увеличит» долг, но не привел в своем выступлении конкретных цифр и деталей, чем сильно разочаровал инвесторов и экономистов.
Размер финансовой помощи китайской экономике активно обсуждался в последние дни финансовыми рынками. Акции китайских компаний устремились в ралли на новостях о поддержке экономике КНР и достигли двухлетнего максимума. Правда, после того, как стало ясно, что конкретики правительство не представило, ралли быстро закончилось.
«Это соответствует нашим ожиданиям,- прокомментировал выводы авторов обзора Caixin Global о размерах финансовой помощи китайской экономике старший стратег по Китаю ANZ Син Цзаопэн.- Мы думаем, что в следующем году будет поставлена новая задача по росту экономики на уровне 5%. Для 5-процентного роста такой помощи (6 трлн юаней) должно хватить».
Между тем, Reuters сообщил в сентябре со ссылкой на свои источники в Пекине, что Китай планирует выпуск специальных гособлигаций в этом году в районе ок. 2 трлн юаней для стимулирования экономики.
В конце сентября китайские власти объявили о монетарном стимулировании экономики и о мерах поддержки рынка недвижимости. Вскоре после заседания Политбюро КПК Пекин объявил, что для возвращения привычных темпов развития будут приняты все необходимые меры.
«Вероятность достижения целей по росту на уровне 5% по крайней мере в 2024-25 годах теперь сильно возрастает»,- приводит Reuters слова главного экономиста по Китаю в Jones Lang LaSalle Брюса Пана, которого попросили прокомментировать обзор Caixin Global, который тоже считает, что 6 триллионов, что, кстати, эквивалентно 5% объема экономического производства КНР, должно хватить.
Авторы обзора утверждают, что полученные в результате продажи гособлигаций триллионы будут также направлены властям на местах для ослабления на них долговой ноши. В МВФ, кстати, считают, что долг центрального правительство составляет почти четверть (24%) промышленного производства Поднебесной. Согласно же расчетам авторов обзора Caixin, суммарный долг Китая, включая долги провинциальных правительств, составляет ок. 16 трлн долларов или 116% ВВП КНР.
Огромные долги властей на местах частично, конечно, объясняются начавшимся в 2021 году мощнейшим кризисом на рынке недвижимости Китая, снизившим доходы провинций. Дело в том, что доходы на местах в КНР сильно зависят от продаж земли под застройку строительным компаниям.
Кризис в строительной отрасли сильно отразился и на производственной активности и активности потребителей, еще раз подчеркнув высокую зависимость Китая от внешних рынков и от правительственных инвестиций в инфраструктуру и производство за счет гособлигаций.
Низкие зарплаты, высокая безработица среди молодежи и слабая социальная стабильность привели к тому, утверждает Reuters, что суммарный объем расходов китайских домохозяйств не дотягивает и до 40% годового промышленного производства, что приблизительно на 20% ниже среднего показателя по всей планете. Инвестиции, с другой стороны, на 20% выше. В результате вклад Китая в глобальную экономику в качестве производителя значительно превышает его вклад в качестве потребителя. На этом фоне не удивительны серьезные торговые противоречия с США, Европой и рядом развивающихся экономик. Между тем, Дональд Трамп, который вполне может стать следующим президентом США, призывает поднять тарифы на все китайские товары на 60%.
Этот дисбаланс вызывает опасения в отношении китайского потенциала к долгосрочному росту безосновательно краткосрочной финансовой помощи.
Китайский Минфин уже сообщил, что часть средств из фонда поддержки китайской экономики пойдет на субсидии домохозяйствам с низким уровнем доходов, поддержку властей на местах, страдающих от огромных долгов, на помощь рынку недвижимости и пополнение капитала госбанков. Оставшиеся детали и подробности инвесторы надеются узнать в ближайшем будущем после заседания Постоянного комитета ВСНП (парламента Китая).