В Якутии дан старт строительству моста через реку Лена. На левом берегу реки около села Старая Табага была залита первая буронабивная свая под опору моста.
Мост с двумя полосами автомобильного движения планируется построить к 2028 году. Это будет вантовый мост с тремя пилонами и балочными эстакадами на подходах к нему. Высота центрального пилона составит 284,5 метра (после пуска он займет 11 место в мире в рейтинге самых высоких мостов), длина основного моста – 2 490 метров. Общая протяженность трассы 14 100 метров.
Такого рода проекты в условиях вечной мерзлоты в мире никогда не реализовывались. Мост увеличит связность регионов Дальнего Востока между собой и с Арктикой, соединит восточную и западную часть Якутии, позволит существенно сократить логистические затраты на доставку продукции, повысит транспортную доступность для населения региона с 22 до 87%, и, что важно, даст стимул к разработке месторождений полезных ископаемых в Якутии.
Более того, мост через Лену позволит проехать на автомобиле от Иркутска, считай из любого места западной части России, до Магадана на берегу Охотского моря. Он соединит между собой три федеральных автодороги.
Первая – «Колыма» от поселка Нижний Бестях на правом берегу Лены вблизи Якутска до Магадана. Вторая – «Вилюй» от Иркутска до Якутска, который находится на левом берегу Лены. И, наконец, трасса «Лена», которая стартует от федеральной автотрассы «Амур» (Чита – Хабаровск) в Сковородино (ж/д станция на Транссибирской магистрали) и идет до поселка Нижний Бестях, где находится конечная станция железнодорожной Амуро-Якутской магистрали.
Предполагается, что в первый год эксплуатации ежедневно по мосту будет проезжать почти 5 600 транспортных средств. По оценкам, грузопоток через реку вырастет до 6 млн тонн, пассажиропоток – до 8 млн человек в год.
Проект строительства моста через Лену будет иметь значительный мультипликативный эффект для региона: создание новых рабочих мест, рост поступлений в бюджет, развитие прилегающих территорий и улучшение качества жизни населения. Запуск моста может оказать совокупный положительный эффект на рост ВРП республики в размере 3% ежегодно.
Проектировщиком мостового перехода выступил институт Гипростроймост из Санкт-Петербурга. Среди реализованных им проектов два вантовых моста во Владивостоке – на остров Русский через пролив Босфор Восточный и Золотой мост через залив Золотой рог.
Строительство моста ведется по концессионному соглашению. Частная концессионная инициатива была подана в правительство Якутии в 2019 году от имени «Восьмой концессионной компании», которая входит в Группу «ВИС». Ее инициатива оказалась единственной, и по итогам конкурсных процедур она была признана победителем. Управляющей компанией «Восьмой концессионной компании» выступает «Национальная инфраструктурная компания» (НИК). На момент проведения конкурса, доля Группы «ВИС» в капитале управляющей компании составляла 66,6%. Остальное было у «дочки» Ростеха – компании «РТ-Развитие бизнеса».
В феврале 2020 года в Москве было подписано концессионное соглашение в присутствии главы Якутии Айсена Николаева, генерального директора госкорпорации Ростех Сергея Чемезова и председатель совета директоров Группы «ВИС» Игоря Снегурова.
Отметим, что впоследствии, очевидно, Ростех вышел из этого проекта: согласно данным СПАРК-Интерфакс, с июня 2023 года единственный владелец НИК – Группа «ВИС»; новости о Ленском мосте на официальном сайте Ростеха больше не появляются.
Концессионное соглашение предполагает, что концессионер реализует проект на протяжении 25 лет, из которых шесть отведены на проектирование и строительство, а остальной срок на эксплуатацию моста, в течение которого концессионер будет возвращать вложенные средства и зарабатывать прибыль. Какой именно механизм для возврата инвестиций будет использован – не сообщается. Это может быть и взимание платы за проезд, и прямые выплаты из бюджета в адрес концессионера.
Известно, что проезд легковых автомобилей по мосту будет бесплатным, плата будет установлена только для грузовых автомобилей. Ее размер будет определен после ввода моста в эксплуатацию.
Ленский мост позволит соединить Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали с Северным морским путем, а в перспективе – создать международный транспортный коридор между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
В декабре 2020 года к проекту в качестве финансового партнера концессии присоединился Сбербанк. Он открыл кредитный линию на 10 лет с лимитом до25 млрд рублей. На момент подписания соглашения с ним сообщалось, что общий бюджет проекта на инвестиционной стадии оценивался в 83 млрд рублей, в дальнейшем не исключалось увеличение его стоимости.
В январе этого года вице-премьер Марат Хуснуллин в ходе совещания кабинета с Владимиром Путиным рассказал, что стоимость строительства составит около 130 млрд рублей. «Мы стоимость моста оптимизировали, договорились, что разделим эти [затраты] между регионом, Минфином и концессионером. Коллеги говорят, что они не уложатся в эти деньги, но так как мы уже окончательно стоимость определили, то пусть работают над оптимизацией. Напомню, что у нас началось с 220 миллиардов, сейчас у нас утвержденная стоимость – порядка 130 миллиардов рублей на пять лет», – рассказал Марат Хуснуллин (цитата по ТАСС).
Планы по соединению левого и правого берегов Лены появились еще в 80-х годах прошлого века. Потребность в нем объяснялась тем, что переправа через реку Лена была невозможна пять-шесть месяцев в течение года в периоды ледостава и ледохода. Помимо моста рассматривался и вариант совмещенного железнодорожного и автомобильного тоннеля. Кстати говоря, предлагался проект строительства автомобильно-железнодорожного моста, что могло бы в разы увеличить объем перевозки грузов. Однако в итоге в 2013 году был объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию автомобильного моста. Итоги были подведены в 2014 году, однако победитель концессию не подписал, так как деньги, которые федеральный бюджет предполагал выделить на строительство моста, понадобились для развития вошедшего в состав России Крыма, в частности, строительства Крымского моста.
Тем нее менее, идея Ленского моста отринута не была. Так, например, в сентябре 1018 года на Восточном экономическом форуме Группа ВИС», правительство Якутии и китайская компания CRCC (China Railway Bridge Engineering Bureau Group Co. Ltd) подписали соглашение, которое предполагало сотрудничество сторон в деле развития автодорожной инфраструктуры в Якутии и в том числе строительство моста через Лену. Впрочем, практической реализации не случилось.
В 2019 году Минэкономразвития России выдало положительное заключение об экономической целесообразности строительства моста. Как сообщалось, социально-экономический эффект от реализации проекта превзойдет сделанные инвестиции в 1,6 раза.