Спрос-рекордсмен и проблемное предложение
Представляющая страны-потребители топлива и склонное «дуть на цены», стараясь через прогнозы задать им сколь можно низкие планки, Международное энергетическое агентство (МЭА) на сей раз предупредило, что рост мирового потребления газа и геополитическая напряженность по мере приближения зимы могут осложнить поставки этого сырья на мировые рынки. При этом, согласно отчету агентства, наблюдается высокий уровень промышленного спроса, особенно со стороны Азии.
Агентство прогнозирует, что мировой спрос на газ вырастет в этом году более чем на 2,5% достигнув рекордного уровня в 4200 млрд кубометров, и с перспективой дальнейшего роста почти теми же темпами. Одной из основных неопределенностей в связи с приближением зимы в Европе является транзит российского газа через Украину. Срок действия действующих контрактов между странами истекает в конце 2024 года, что может привести к прекращению всех поставок российского газа в Европу по этому маршруту, сообщило МЭА.
В агентстве заранее отметили, что Европе в следующем году потребуется увеличить импорт сжиженного природного газа (СПГ). Это создаст дополнительную нагрузку на мировые поставки. Успокоительная новость состоит в том. что, как заявило МЭА, хотя узкие места в Панамском канале и Красном море влияют на судоходство, они пока не привели к сокращению поставок СПГ.
Однако их наличие подчеркивает потенциальную уязвимость торговли СПГ на все более взаимосвязанном мировом рынке газа. И в 2025 году эта уязвимость может дать о себе знать.
Рост поставок СПГ, как ожидается, ускорится почти до 6% в связи с вводом в эксплуатацию нескольких крупных проектов по его производству СПГ, в основном во второй половине года. Подавляющее большинство новых мощностей придется на Северную Америку, но также будут задействованы новые объемы из Африки и Азии.
«Рост, который мы ожидаем в мировом спросе на газ в этом и следующем годах, отражает постепенное восстановление после глобального энергетического кризиса, который сильно ударил по рынкам. Но баланс между тенденциями спроса и предложения хрупок, с явными рисками будущей волатильности», — приводит документ слова директора МЭА по энергетическим рынкам и безопасности Кейсуке Садамори, неопределенно посулившего далее «переход на экологически чистую энергию для обеспечения безопасного и устойчивого будущего».
Для решения некоторых из этих проблем МЭА рекомендует усилить механизмы «гибкости» в цепочках создания стоимости газа и СПГ. А еще, среди рекомендаций — «интеграция украинской системы хранения газа в мировой газовый рынок». Это уже не первый сигнал такого рода, обнаруживающий намерения лишить Украину контроля над ее газовым хозяйством.
От круглых 500 к целым 600
Стоит отметить, что в последнее время цены на природный газ даже в США, которые обеспечены собственным сырьем, демонстрируют стремительный рост, вызванный волной растущего спроса на электроэнергию и уменьшением избытка поставок. «Более оптимистичный сценарий начинает реализовываться по мере того, как запасы природного газа приближаются к средним уровням после избытка 450 млрд куб. футов (12,5 млрд куб. м) в начале этого года», — пишет Investing.com со ссылкой на аналитиков RBC Capital Markets.
Цены на газовых хабах взлетели на летние максимумы, за тысячу кубов просят уже более 460 долл., отмечает Михаил Зельцер, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций». Технический тренд вверх развивается строго по плану, говорит он, вероятность достижения круглых 500 долларов высокая. Причина ралли — обострение на Ближнем Востоке. Из-за угроз повреждения энергетической инфраструктуры растут риски перебоев поставки, и именно на этом сильно расширяется биржевая риск-премия в commodities.
Инициативы МЭА о гибкости ТПГ и СПГ носят рекомендательный характер и никак не могут повлиять на котировки, констатирует аналитик. Это имело бы какое-то влияние в спокойной обстановке, когда еще пару лет назад могли быть намеки на создание «газового ОПЕК», но уж точно не сейчас. Высокая геополитическая неопределенность как на Ближнем Востоке, так и в Восточной Европе, и вытекающие из этого риски логистики и диктуют курс голубого топлива.
Биржевая цена на природный газ со вторника прошлой недели стабильно показывает растущий тренд, подтверждает Николай Вавилов, специалист департамента стратегических исследований Total Research. Основная причина – обострение геополитической напряженности на Ближнем Востоке, которое выразилось в ракетной атаке Ирана по Израилю. Удар по городу Ашкелон на юго-западе Израиля, где находятся платформы по добыче газа, был настолько серьезен, что один из основных разработчиков газового шельфа Израиля – американская компания Chevron на сутки прекратила работу на израильских месторождениях «Тамар» и «Левиафан».
В четверг прошлой недели, рассказывает эксперт, президент США Джо Байден, также признал увеличивающуюся вероятность угрозы полной остановки разработки газового шельфа Израиля американскими компаниями из-за усиления конфликта ЦАХАЛ и Хезболлы, в результате которого мировые поставки СПГ могут сократиться на 9 млрд кубометров в год.
В то же время, отмечает он, хотя инвесторы внимательно отслеживают и реагируют на изменение геополитической ситуации на Ближнем Востоке и Украине, для потребителей есть благоприятные новости с «погодного фронта»: в ближайшее время на территории Европы ожидается кратковременное увеличение температуры. Кроме того после планового ремонта газораспределительной инфраструктуры возобновлена добыча и поставка природного газа из Норвегии – крупнейшего поставщика Европы на данный момент. А это значит, что в краткосрочном периоде мировые биржевые цены на газ расти не будут, полагает аналитик.
«Что же касается долгосрочного периода, то если зимние температуры в Европе сезона 2024/25 года будут аномально отрицательными, а предложение поставок СПГ не станет успевать за спросом, в том числе в связи с геополитическими факторами и нарушением логистических цепочек, то биржевые цены на газ на хабе TTF вполне могут приблизиться к максимуму октября 2023 года — 600 долл. за 1000 кубометров», — полагает Николай Вавилов.