Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан превратил свою страну в европейский хаб для китайских инвестиций. За последние два года Венгрия получила более четверти всех китайских инвестиций в континент. Именно китайские деньги, большая часть которых была вложена в строительство автозаводов, на которых собирают электромобили, помогла венгерской экономике пережить потерю почти 20 млрд евро, которые отказался выделять Будапешту Евросоюз под предлогом нарушения правил и Устава ЕС.
Как рассказал Financial Times Мартон Надь, министр экономики Венгрии и бывший советник Виктора Орбана, китайские инвестиции помогли устоять венгерскому автопрому в тяжелые времена. Китайские миллиарды должны сделать автомобилестроение основой венгерской экономики. Автопром по прогнозам со временем будет давать почти треть ВВП Венгрии.
В прошлом году BYD выбрал Сегед, третий город в Венгрии, для строительства своего первого крупного завода в Европе. Еще один китайский автоконцерн - CATL строит большой автозавод на востоке Венгрии со сметой в 7,3 млрд евро. Обе эти компании – частные, но они имеют тесные связи с Пекином и, действуют, естественно, с одобрения китайских властей.
Для Венгрии китайские деньги необходимы, как воздух. Состояние венгерской экономики давно оставляет желать лучшего. ВВП в 3 квартале снизился на 0,7%. По итогам текущего года ожидается дефицит госбюджета в 4,5%, что в полтора раза выше разрешенного Еврокомиссией и что угрожает Будапешту новыми неприятностями. Причем, по мнению даже многих венгерских экономистов, правительственные 4,5% - слишком оптимистичный прогноз, который едва ли сбудется.
Венгрия выбрана прагматичным Пекином, конечно, не только благодаря позиции ее лидера, хотя независимая политика венгерского лидера, ориентированная на национальные интересы страны, сыграла немалую роль. Венгрия на одном из последних мест на континенте по стоимости рабочей силы и земли. Не удивительно, что в мае 2024 года Си во время визита в Будапешт назвал Венгрию одним из самых близких экономических партнеров Китая.
Сейчас, правда, для Виктора Орбана наступают одновременно и приятные, и сложные времена. С одной стороны, к власти в США вернется через два месяца Дональд Трамп, с которым у него хорошие, почти дружеские отношения, но с другой, едва ли тот же Трамп благожелательно отнесется к тесной дружбе Будапешта с Пекином. Особенно, если учесть, что 47-й президент США назначил в свою администрацию в подавляющем большинстве «ястребов» по отношению к Китаю.
Естественно, недовольны близкими отношениями Будапешта с Пекином и в Брюсселе, который по указке из Вашингтона сам делает все, чтобы испортить отношения Европы с Китаем. Впрочем, Орбану не привыкать к критике еврочиновников. Особенно раздражает Урсулу фон дер Ляйен и остальные европейских лидеров то, что на территории Венгрии изготавливаются китайские электромобили, что позволит им избежать 45-процентного тарифа ЕС, который начал недавно действовать.