Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США стала потрясением для многих экономисов и бизнесменов Европы и Азии, где понимают, что со следующего года начинается или вернее возвращается эпоха протекционизма.
Возвращение Трампа в Белый дом не сулит ничего хорошего ориентированным на экспорт странам, полагает британская Financial Times (FT), потому что новый и одновременной старый президент США не скрывает намерений ужесточить торговые правила. При этом он не боится ослабить связи с союзниками.
В Европе больше всего, по крайней мере, по прогнозам экономистов, может пострадать Германия. Президент Кильского института мировой экономики Мориц Шуларик, чье мнение приводит британское издание, назвал второй президентский срок Дональда «самым трудным моментом для немецкой экономики» в послевоенной истории Германии. Между тем, Берлин сейчас явно не готов к дополнительным вызовам во внешней торговле и безопасности, с которыми придется в самом скором будущем столкнуться стране из-за действий Трампа.
Если Дональд Трамп выполнит обещания и повысит тарифы, то это коснется, по прогнозам FT, приблизительно каждой пятой страны-экспортера. Понятно, что в их число входит Китай, которому обещан особенно высокий рост пошлин на его экспорт в Америку.
Естественно, страны, которые пострадают от высоких тарифов в США, ответят зеркально. Это приведет к повсеместным и многочисленным тарифным войнам, сулящим для глобальной торговли трудные времена.
Правда, повышение тарифов не является первостепенной задачей Дональда Трампа. Так что у тех, кто по каким-то причинам вызвал гнев нового американского президента, будет время подготовиться к их введению или повышению (как и продумать ответные меры).
Главный аналитик Xeneta Питер Сэнд считает, что в ближайшие дни и недели резко вырастут транспортные тарифы, потому что компании по всему свету начнут лихорадочно доставлять в Америку товары, чтобы успеть до 20 января 2025 года, дня вступления 47-го (и45-го) президента США в должность.
Кстати, акции транспортных компаний 6 ноября пошли вниз. Так, акции Maersk, второго перевозчика контейнеров на планете, рухнули вчера на 7,6%, а Hapag-Lloyd – на 5,8%. Инвесторы не соблазняются вероятным двухмесячным бумом перевозок и прозорливо заглядывают дальше, в прогнозируемую эпоху торговых войн.
Тарифы вместе с обещанными Трампом ужесточением законов о миграции, продлением снижения налогов, а также ростом стоимости заимствований в масштабах всей планеты, по расчетам экономистов МВФ, лишит мировой ВВП 0,8% в 2025 году и 1,3% — в 26-м.
Президент ассоциации автопроизводителей ФРГ Хильдегард Мюллер обращает внимание на огромные издержки, связанные с переносом производства из Европы в США. А директор Кельнского института экономических исследований Михаэл Хютер призывает немецкий бизнес готовиться к «дорогой торговой войне».
Обширные торговые отношения у США и с Ирландией, где находятся штаб-квартиры европейских отделений многих американских IT- и фармацевтических компаний. Поэтому возвращение Дональда Трампа в Белый дом значительно скажется и на этой европейской стране. По мнению главного экономиста Института международных и европейских дел в Дублине Дэна О’Брайена, трамповские тарифы являются «крупнейшей краткосрочной угрозой» для экономики Ирландии.
Сильно уязвима сейчас и вся Европа в целом. На США в прошлом году пришлась пятая часть всего экспорта объединенной Европы.
Экспорт ЕС в США составляет полтриллиона евро, 502 млрд, если быть точными. И это на 46% больше импорта европейцами американских товаров.
Собственно, профицит других стран в торговле с США и хочет ликвидировать Трамп, объясняя, что тем самым те обкрадывают Америку. Но его тарифы сильно ударят по и без того ослабленной сейчас экономике еврозоны, предупреждают экономисты ABN Amro. Ее рост замедлится, а инфляцию повысится.
Акции большинства европейских компаний 6 ноября подешевели, а вот акции Raiffeisen Bank International неожиданно подросли более чем на 6% и показали лучший результат в рейтинге банков Euro Stoxx. Кстати, у этого банка хорошие связи с Россией.
Конечно, пострадают от протекционизма Дональда Трампа и в Азии. Здесь, правда, все предельно ясно: больше всех достанется от тарифов Тпампа Китаю, потому что Белый дом введет тарифы на все китайские товары в размере 60%.
Мексика, которая обошла КНР и стала крупнейшим экспортером товаров в Америку, тоже находится в уязвимом положении несмотря на торговое соглашение с США и Канадой, подписанное во время первого президентского срока Трампа. Теперь же он пригрозил ввести тарифы в размере 200% на импортируемые из Мексики автомобили, если Мехико не возьмет под контроль и не уменьшит поток мигрантов, едущих с юга в США. Honda уже предупредила об очень больших последствиях для экспорта в США своих автомобилей, собираемых на мексиканских заводах.
Для американских торговых партнеров в краткосрочной перспективе приход к власти Дональда Трампа означает затягивание периода высокой неопределенности.
«Трамп остается непредсказуемым и сумасбродным, — приводит FT слова экономиста Berenberg Bank Хольгера Шмидинга. — Это значит, что мы не можем замерить его часто грандиозные, но не всегда разумные обещания, которые он дал во время избирательной кампании и которые попытается выполнить».