Nissan Motor, третий в Японии автопроизводитель, затеял крупную реструктуризацию. Компания объявила 7 ноября об увольнении 9000 сотрудников, а это 6.7% её персонала, и о сокращении производства на 20%. Все для того, чтобы уже в этом финансовом году снизить расходы на 400 млрд иен (2,6 млрд долларов).
Главная причина нынешних проблем – слабые продажи на двух крупных рынках: в Китае и США. Есть и «долгоиграющие», если можно так выразиться, причины. Это увольнение в 2018 году Карлоса Гона, от которого Nissan до сих пор не может прийти в себя, ослабление партнерства с Renault SA, а также, конечно, разрыв связей с Россией, где альянс Nissan/Renault занимал прочные, казалось бы, позиции в производстве легковых автомбилей. России это пошло, скорее, на пользу, но не Nissan, где теперь вынуждены экономить.
Операционная прибыль в июле-сентябре (в Японии это второй квартал) обрушилась на 85% до 31,9 млрд иен, что более чем вдвое меньше прогноза (66,8 млрд иен). Глобальные продажи снизились в первой половине текущего финансового года на 3,8% до 1,59 млн автомобилей, главным образом, за счет снижения продаж в Китае на 14,3%. Продажи в США сократились на 3% приблизительно до 449 тыс. автомобилей. На два этих рынка, вместе взятые, приходится почти половина всех продаж компании.
Nissan снизил вчера годовой прогноз по прибыли на 70%(!) до 150 млрд иен, кстати, второй раз в этом году. Как подавляющее большинство иностранных автопроизводителей, он жалуется на снижение продаж в Китае, где господствует китайский автогигант BYD со своими более доступными по ценам электромобилями и гибридами.
Несмотря на то, что китайский авторынок самый большой в мире, главные проблемы у Nissan, объясняет Reuters, в Америке, где он никак не может наладить продажу своих гибридов. В отличие, кстати, от Toyota, гибриды которой пользуются в Штатах большой популярностью.
Глава Nissan Макото Учида не скрывает, что компания прозевала всплеск популярности гибридов в США.
«Мы начали понимать этот тренд (всплеск популярности гибридов) лишь в конце прошлого финансового года»,- объяснил на пресс-конференции в Токио Учида.
Естественно, компания попыталась исправить ситуацию, но внесение ряда изменений в базовую модель не принесло ожидаемых результатов.
Учида решил показать пример экономии средств и сообщил о добровольном отказе от половины ежемесячной компенсации, начиная с ноября. Его инициативу поддержали и остальные члены правления.
Nissan также планирует сократить период разработки новых моделей до 30 месяцев и углубить сотрудничество с партнерами, включая Renault и Mitsubishi Motors.
Макото Учида отказался говорить о датах и других подробностях реструктуризации. Однако Хидеюки Сакамото, отвечающий в компании за технологии, рассказал, что у Nissan сейчас 25 производственных линий в разных странах и что он намерен сократить их производительность, которая сейчас находится на максимуме. Для сокращения производства можно, к примеру, замедлить скорость конвейера.
Для сокращения расходов Nissan также продает принадлежащие ему 10% акций Mitsubishi Motors за 68,6 млрд иен.