Мировоззренческий суверенитет
10 декабря на заседании с членами Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), президент Владимир Путин заявил, что России необходим цифровой кодекс. Как подчеркнул президент, предложения членов СПЧ будут в него включены. «О том, что такой документ крайне нужен, мы заявляли на Совете еще в 2021 году», — напомнил он.
На следующий день цифровая тематика в самом широком ключе обсуждалась уже на профильном мероприятии — конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта». На нем президент осветил свое видение внедрения искусственного интеллекта в различные сферы жизни и поднял глобальный вопрос — мировоззренческого суверенитета России.
В качестве примера Владимир Путин привел московскую статистику. «Одно из показательных направлений использования искусственного интеллекта – это, конечно, борьба с преступностью. В Москве тоже такие же результаты, на первый взгляд просто необычные, если не сказать потрясающие. Например, количество грабежей сократилось в 10,5 раза, а количество квартирных краж в Москве сократилось почти в 35 раз – именно из-за использования возможностей искусственного интеллекта», — рассказал он.
И подчеркнул: «Искусственный интеллект применяется практически во всех областях нашей жизни: и жилищно-коммунальное хозяйство, и транспорт, и здравоохранение, и образование, и везде, – можно говорить бесконечно. Поэтому во всех этих сферах, конечно, искусственный интеллект играет огромную роль. Без всяких сомнений, эти возможности будут наращиваться, а мы постараемся все их использовать», — сказал президент, отметив также, в частности, наступающую революцию в инженерном деле, проектировании и конструировании.
«Вы знаете, те ограничения, которые вводятся в отношении России, российской экономики, подталкивают находить нас новые решения, — подчеркнул Путин.
«В чем принципиальная особенность того скачка, который сделали алгоритмы искусственного интеллекта», — поставил он перед аудиторией вопрос и пояснил, что в самое последнее время, по словам специалистов, эти алгоритмы «научились рассуждать, логически излагать свои мысли, то есть генеративный искусственный интеллект существенно улучшил свои именно когнитивные, мыслительные способности».
Во всех областях науки: от генетики до создания новых материалов – растёт масштаб и сложность исследований. При этом искусственный интеллект способен обрабатывать гигантские объёмы данных, моделировать самые смелые эксперименты, находить новые решения для задач, как говорят учёные, с большим пространством поиска. И в результате в десятки, сотни раз сокращать путь от гипотезы до научного открытия. Очевидно, констатировал Владимир Путин, что наличие собственных разработок нового поколения искусственного интеллекта – одно из ключевых условий научного, технологического и, что важно, мировоззренческого суверенитета нашей страны.
«Почему в том числе говорю о мировоззренческом суверенитете? Потому что алгоритмы, принципы работы искусственного интеллекта закладывают, безусловно — во всяком случае пока и в основном — люди, ориентируясь на определённые ценности, язык, образы, культуру, понимание истории, традиции, на национальные особенности и интересы. Чтобы определять будущее, судьбу России, мы должны сами, самостоятельно создавать такие технологии. Конечно, во взаимодействии с теми, кто хочет работать. Добавлю в этой связи, что работа в области искусственного интеллекта должна опираться на прочный фундамент, созданный выдающимися отечественными философами, светскими и религиозными мыслителями, историками, лингвистами, признанными авторитетами в сфере гуманитарного и культурного знания. И конечно, учеными, математиками, специалистами в области кибернетики, информатики».
Технологии искусственного интеллекта призваны стать важнейшим ресурсом достижения национальных целей развития, обеспечить укрепление обороноспособности страны, качественное развитие экономики и социальных отраслей, госуправления, рост инноваций. И чтобы успешно решать эти задачи, отметил глава государства, Россия должна стать мировым лидером не только по созданию, но и по масштабу применения, проникновению искусственного интеллекта во все без исключения сферы нашей жизни.
Разумеется, столь важная роль ИИ, наряду с отмеченной выше принципиальностью мировоззренческого суверенитета и, соответственно, рисками его нарушения, заставляет быть чрезвычайно внимательными и к другим рискам, неизбежным, как вторая сторона любой медали. Об этом сказал глава Сбербанка Герман Греф, который напомнил, что искусственный интеллект – ключевая технология XXI века, как любая новая технология, несущая в себе и огромный потенциал, и риски. «Пять лет назад здесь, на конференции, был создан российский Альянс искусственного интеллекта, в который на сегодняшний день уже вошли более 800 российских компаний. И все они подписали в том числе Кодекс этики при разработке искусственного интеллекта», — отметил он.
Цифровой кодекс
Вопрос о принятии цифрового кодекса возник уже достаточно давно, подтверждает вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов. Однако разработка проекта документа все еще идет, а на необходимость его принятия указывали уже много раз и в Совете Федерации и в других органах, а также президент.
«Учитывая, что цифровое право — относительно новая комплексная отрасль права, нормы, регулирующие которую, содержатся в огромном количестве законов и подзаконных актов, кодифицировать ее может быть очень непросто, чем, в какой-то мере, и объясняется продолжительность этого процесса, — говорит он. — С другой стороны, не согласиться с тем, что такая кодификация необходима, невозможно, поскольку цифровое право сейчас очень активно развивается, а разрозненность норм усложняет понимание регулирования».
Формирование цифрового кодекса – стратегический шаг к упорядочению цифрового пространства России, уверен директор центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ Президентской академии Феликс Гадзаов. По словам эксперта, он позволит систематизировать правовые нормы, устранить противоречия и установить единый понятийный аппарат. Единые стандарты обращения с данными, требования к соблюдению прав пользователей и принципы технологической нейтральности могут создать прочную основу для эффективной защиты прав человека в цифровом пространстве, включая вопросы приватности, недискриминации и доступности цифровых сервисов.
«Долгосрочный эффект от внедрения цифрового кодекса также может оказаться весьма значительным. Во-первых, он повысит устойчивость и предсказуемость цифровой экономики, в том числе в условиях технологических санкций. Во-вторых, позволит сблизить подходы в вопросах цифрового права и этики с дружественными странами и международными организациями. В-третьих, в сфере государственного управления такой кодекс может создать дополнительные условия для внедрения искусственного интеллекта и других передовых технологий», — говорит Феликс Гадзаов.
Цифровой кодекс необходим всем участникам рынка ИИ-технологий, соглашается технический директор WMT Group Роман Еникеев. Например, разработчики ИИ-решений заинтересованы в четких правилах работы и разграничению зон ответственности. Государство же с помощью утверждённого свода правил сможет защитить права граждан и препятствовать использованию технологий для совершения противоправных действий. А бизнес будет иметь юридический документ, на который ему можно ориентироваться при внедрении ИИ в свои процессы.
«Однако важно отметить, — говорит эксперт, — что иногда призывы к жесткому регулированию искусственного интеллекта могут быть попытками отдельных компаний получить рыночное преимущество, а не реальной заботой о безопасности. Регулирование должно быть сбалансированным и отраслевым. Новая концепция верно определяет, что ответственность за работу ИИ лежит на создавшей его организации. Важно, что при этом сохраняется пространство для инноваций — например, расширение зон тестирования беспилотного транспорта. Регулирование не должно тормозить технологическое развитие».
При создании норм, регулирующих ИИ, необходимо также уделить внимание этическому вопросу, вопросу конфиденциальности информации и персональных данных граждан, а также дилемме, связанной с ответственностью за решения, принятые ИИ. «Учитывая текущую динамику развития законодательства и наличие стратегии до 2030 года, полноценный кодекс можно ожидать примерно через 2-3 года. Этого времени будет достаточно, чтобы накопить правоприменительную практику и создать действительно грамотный и работающий документ. Появление подобных четких “правил игры” поможет ускорить внедрение ИИ-технологий в различные сферы бизнеса», - отмечает Роман Еникеев.