Документ четверти века
Энергетическая стратегия России до 2050 года будет принята до конца текущего года. Такое заявление сделал заместитель министра энергетики России Эдуард Шереметцев выступая на пленарном заседании Международного энергетического форума «EnergySpace».
«Ключевая парадигма, лежащая в основе стратегии, в том, что потребление всех источников энергии будет расти. Это очевидно, мы это все понимаем», — отметил в ходе презентации энергостратегии Эдуард Шереметцев, — «Страна экономически развивается. Мы уверены, что это будет происходить в постоянном режиме, поэтому мы должны предусматривать возможность удовлетворения спроса со стороны внутреннего потребления. На наш взгляд, мировой спрос на энергию вырастет на 23 процента к 2050 году, а в странах Азии, Латинской Америки и Африки рост может составить от 30 до 100 процентов. Таким образом, стабильный мировой рост спроса дает России возможность сохранить за собой роль ведущего поставщика энергоносителей».
Эдуард Шереметцев выделил три основные задачи энергостратегии. Первая из них сама распадается на целый список задач. Она включает: эффективное освоение ресурсов с обеспечением потребностей внутреннего рынка, поддержание ресурсной базы за счет эффективной геологоразведки в существующих и новых регионах добычи, развитие глубокой переработки сырья и сохранение позиций России на мировых рынках сырьевых ресурсов.
Вторая — обеспечение технологического лидерства, что предполагает наличие всего спектра существующих технологий и разработку новых, необходимых для реализации энергостратегии.
Третья — введение новой системы управления, основанной на проектном подходе с регулярным мониторингом показателей, с созданием цифровых двойников отраслей ТЭК для оценки ситуации в них и принятия решений.
Копать и качать
Целевой сценарий развития российского ТЭК предполагает, что потребление электроэнергии из единой энергосистемы вырастет к 2050 году на 35%%: с 1,1 до 1,53 трлн кВтч. Прибавка в потреблении в основном произойдет за счет роста промышленного производства, увеличения объемов использования электротранспорта, развития технологий обработки данных, искусственного интеллекта и майнинга.
Кроме того, среди факторов роста потребления электроэнергии в презентации Минэнерго отдельно выделено развитие инфраструктуры для расширения экспортных поставок в Китай, Закавказский регион, Иран.
Отметим, что заявленный рост энергопотребления в 35% за ближайшие 25 лет выглядит довольно скромным на фоне того роста потребления электроэнергии, который мы наблюдали в 2022 году – 1,5% и в 2023 году – 3,7%. По итогам этого года ожидается, что потребление электроэнергии покажет рост в районе 3,5 – 4%. И в дальнейшем, задача по росту ВВП выше среднемирового, поставленная президентом, не может быть выполнена без соответствующего роста потребления электроэнергии.
Энергостратегия предполагает рост установленной мощности российских электростанций на 66 ГВт к 2050 году до уровня в 320 ГВт. При этом более 30 ГВт генерирующих мощностей должно будет прийтись на новые атомные станции.
Добыча нефти в целевом году планируется на уровне 540 млн тонн, что соответствует существующему уровню ее добычи.
Существенный рост в стратегии закладывается для добычи природного газа — до 900 млрд кубометров. В 2023 году добыча этого сырья составила 638 млрд кубометров. Рекордным был 2019 год — 762 млрд кубометров, однако главный рынок сбыта российского газа – европейский – теперь недоступен.
В связи с этим энергостратегия предполагает стопроцентную переориентацию на новые рынки. Для достижения этой цели планируется серьезно нарастить производство сжиженного природного газа до более, чем 140 млн тонн. Напомним, что объем производства СПГ в России в 2023 году составил чуть более 32 млн тонн. Ранее, со ссылкой на государственную программу «Развитие энергетики», ТАСС сообщал, что в этом и 2025 году в России будет произведено по 47,3 млн тонн.
Стратегия предполагает также существенный рост добычи угля — до более чем 600 млн тонн к 2050 году. Сейчас в стране добывается угля на уровне 440 млн тонн. Практически половина уходит на экспорт. Основные покупатели — Китай, Индия и Южная Корея. «И знаете, пока в мире продается хотя бы одна тонна угля, это должна быть российская тонна угля», — подчеркнул Эдуард Шереметцев.
Реализация энергостратегии потребует масштабных инвестиций во все сектора топливно-энергетического комплекса и, как заметил заместитель министра энергетики, невозможна без государственного участия. В документе указано, что требуемые накопленные инвестиции до 2050 года в рамках целевого сценария составят 395 трлн рублей. Наибольшая доля — 228 трлн рублей придется на нефтяной сектор, 87 трлн требуется газодобыче, 67 трлн электроэнергетике. 8 трлн достанется угольной отрасли и четыре предполагается инвестировать в нефтегазохимию.
Надо плотно подумать
Заявленные планы не у всех экспертов вызывают положительный отклик. Так, в начале декабря председатель Совета союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник в интервью Агентству нефтегазовой информации высказал мнение о том, что стратегия недостаточно глубоко проработана. «Сейчас идет обсуждение документа и пока его содержание подвергают достаточно критичным оценкам», — сказал он, — «Взять, например, добычу угля — поставили задачу выйти на 600 млн тонн. Но ведь сейчас идет спад его потребления и такое количество ни нам самим, ни миру не нужно».
Юрий Шафраник также считает, что торопиться с принятием стратегии не стоит: «Надо, чтобы в обществе прошла профессиональная дискуссия, уплотнились мнения, осели. Я против формального подхода и буду настаивать на включении в документ моих предложений». О каких именно предложениях идет речь, не сообщается.
В свою очередь Булат Нигматуллин, генеральный директор компании «Институт проблем энергетики», который в период с 1998 по 2002 год был заместителем министра по атомной энергии, комментируя выступление Эдуарда Шереметцева, призвал так скорректировать стратегию, чтобы «ТЭК был для России, а не Россия для ТЭКа», имея в виду, что экономические субъекты — промышленность и население — должны получать профит от функционирования мощного топливно-энергетического комплекса: низкую относительно других стран цену на киловатт-час, доступ к газу, приемлемую стоимость моторного топлива.
Из-за ограниченности регламента пленарного заседания Эдуард Шереметцев не стал развернуто отвечать на реплику Булата Нигматуллина заметив лишь, что в целом энергостратегия именно такие цели и преследует.
Напомним, что в 2020 году была принята Энергетическая стратегия РФ до 2035 года. Понятно, что она потеряла свою актуальность после февраля 2022 года. В марте того же года Владимир Путин поручил правительству разработать и представить к сентябрю новую стратегию с горизонтом планирования до 2050 года. Однако работа над документом затянулась. На прошлогоднем Международном энергетическом форуме «EnergySpace» обсуждение стратегии также было центральной темой мероприятия. Будем надеяться, что на следующем «EnergySpace» будут активно обсуждаться первые шаги по реализации энергостратегии и подкрепляющие ее документы, например, дорожная карта по разработке необходимых для ТЭК технологий и производству оборудования.