В Китае прошлая неделя прошла под знаком экономики: состоялось заседание Политбюро КПК, в повестке работы которого, похоже, явно преобладали экономические вопросы. У второго мероприятия - Центральной экономической конференции, прошедшей в Пекине 11-12 декабря, слово «экономика» стоит даже в названии. Как можно судить из скупых сообщений китайских СМИ и, в первую очередь, государственного информагентства Xinhua, упор в 2025 году решено сделать на потребление и во что бы то ни стало его поднять. Bloomberg отмечает, что потребление будет приоритетным направлением всего лишь второй как минимум за последние десять лет.
Китайские власти обещают расширить и углубить социальную поддержку населения. В этой сфере, в первую очередь, планируется рост расходов на здравоохранение и пенсии.
В китайских соцсетях сейчас царит сильное оживление. Большинство комментариев можно охарактеризовать одним словом: наконец-то. Население Поднебесной быстро стареет, поэтому экономисты говорят о «социалке» уже давно.
СМИ также обращают внимание на то, что тон выступлений на Конференции был в поддержку роста экономики, но конкретики было крайне мало.
«Не думаю, что правительство напрямую передаст деньги потребителям,- рассуждает Ларри Ху, возглавляющий отдел экономики Китая в Macquarie Group Ltd.- Скорее всего правительство просто увеличит расходы и за счет этого повысит спрос».
Упрекать организаторов Центральной экономической конференции в излишней скрытности было бы несправедливо, потому что эта традиционная конференция только намечает главные цели деятельности властей на предстоящий год. Детали же прорабатываются после ее завершения. О них станет известно лишь в марте, когда опять же по традиции китайские законодатели соберутся в Пекине на весеннюю сессию Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП).
Проблемы китайской экономики возникли во время коронавирусной пандемии благодаря очень жесткой борьбе с вирусом. За два года, миновавших после пандемии, вторая экономика планеты так до конца и не восстановилась. Особенно это относится к ее основе – промышленному производству.
К слову, неоднократно призывали Пекин уделять повышенное внимание внутреннему потреблению и за границей, потому что считается, что чем больше китайские потребители будут покупать китайские товары, тем меньше они будут идти на экспорт и тем меньше будет у Пекина положительный баланс в торговле с другими странами. Не удивительно, что к повышению потребления неоднократно призывала Пекин, например, министр финансов США Джанет Йеллен.
Похоже, в руководстве КНР решили прислушаться к этим пожеланиям из-за границы. Достаточно сказать, что 12 декабря акции компаний, связанных с потреблением, резко пошли вверх на надеждах, что им теперь будет уделяться повышенное внимание и оказываться господдержка. Определенные меры по этому вопросу были приняты еще до Конференции. Так, к примеру, власти крупнейших китайских городов, включая Пекин и Шанхай, начали новый этап ваучерных программ, поощряющих горожан перед праздниками тратить больше денег на покупки.
Экономисты считают, что повысить потребление можно, например, оказывая финансовую помощь группам населения с низкими и средними доходами и всячески поощряя их тратить как можно больше денег на покупки. Параллельно с этим наверняка будут расти и пенсии, чтобы привлечь к борьбе за повышение потребления и пенсионеров. Не исключено, что правительство увеличит расходы и на государственное медицинское страхование.
Кстати, одной из мер, направленных в конечном счете тоже на повышение потребления, могут стать первые почти за полтора десятилетия перемены в монетарной политике. Китайский центробанк в 2025 году может более радикально снижать ключевую ставку. Главный китайский банк также наверняка еще больше снизит объем наличных средств, которые кредиторы и банки должны держать в качестве резервов.
Говорили на Центральной экономической конференции и о необходимости принятия новых мер по повышению рождаемости, еще одного слабого места в Поднебесной, но, как всегда, никаких подробностей и деталей нет. Экономисты, кстати, неоднократно призывали власти выдавать семьям с детьми больше денег и увеличивать налоговые льготы.
«Руководство страны сделало приоритетом в 2025 году повышение потребления и инвестиций,- объясняет главный экономист Jones Lang LaSalle Inc. Брюс Пан.- Фокус переносится с модернизации промышленности и инноваций, бывших приоритетами в 2024 году, на потребление».