В Сирию вернулась война. Она уже четвертый день бушует в этой ближневосточной стране, правда, не во всей, а пока лишь на северо-западе. Именно в мухафазы (провинции) Алеппо (Халеб) и затем в Идлиб вторглись боевики изрядно подзабытой за несколько последних лет, но от этого не ставшей менее опасной и воинственной запрещенной в России исламистской террористической организации «Хайят Тахрир аш-Шам» (АТШ). Она образовалась в начале 2017 года в результате слияния приблизительно трех десятков джихадистских групп, наиболее известной среди которых была «Джебхат ан-Нусра» (признана террористической организацией Верховным судом РФ).
Воспользовавшись неожиданностью, джихадисты захватили крупнейший город в Сирии, многострадальный Алеппо, последние 8 лет находившийся под контролем президента Башара Ассада. Сейчас с ними идут ожесточенные бои в соседнем мухафазе Хаме.
После первоначального отступления правительственные войска остановились и начали оказывать нападавшим сопротивление при помощи ВКС России, подключившихся к отражению агрессии. Со вступлением в бои российской авиации ситуация на земле резко изменилась. Дамаск перебросил на северо-запад подкрепления и, похоже, остановил и даже начал теснить отряды оппозиции, как пишут сирийские СМИ.
Минобороны Сирии утверждает, что правительственные войска перешли в контрнаступление, освободили ряд населенных пунктов, захваченных джихадистами, и за три первых дня нападения уничтожили до тысячи боевиков. Очевидно одно: ситуация на северо-западе Сирии сложилась очень сложная. Под контролем боевиков остается самый крупный сирийский город.
Но, несмотря на заявления лидеров АТШ о том, что конечной целью операции является захват Дамаска, в сирийской столице, расположенной на юге страны, все спокойно и никакой паники не наблюдается.
Башар Ассад, победивший в гражданской войне благодаря помощи союзников — России и Ирана, и сейчас, уже после начала наступления джихадистов, заявил, что Сирия победит террористов при помощи своих друзей. Тегеран тоже уже заявил, что окажет помощь Дамаску.
Джихадисты напали на Сирию именно сейчас, конечно же, не случайно. Нельзя сказать, что у стран, названных Ассадом друзьями, связаны руки, но все же у них сейчас хватает собственных проблем. Иран находится на грани крупномастшабной войны со своим заклятым врагом Израилем, причем, в ослабленном состоянии, потому что его союзники в регионе, «Хезболла» в Ливане и ХАМАС в Газе сами сильно ослаблены. Что же касается России, то Москва проводит на Украине СВО, которая требует большого напряжения всех сил и ресурсов. Впрочем, так же, как во время активной фазы гражданской войны в десятые годы, российские ВКС действует очень эффективно даже в ограниченных масштабах.
Поддержали Дамаск и арабские лидеры, включая правителей Иордании и ОАЭ. Правда, здесь дальше выражения солидарности дело едва ли пойдет.
У АТШ таких союзников, как у Сирии, сегодня нет, по крайней мере, они не заявляют о себе. Но с ней ситуационно сотрудничает Турция, несмотря, кстати, на то, что эта организация была признана террористической и официально запрещена и в Турции. Последняя имеет на севере Сирии собственные интересы и ведет в регионе свою игру. Едва ли можно считать случайным совпадением то, что джихадисты напали на Сирию вскоре после того, как турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган сообщил о планах по созданию зоны безопасности на границе с Сирией и по оттеснению вглубь страны враждебных туркам курдских отрядов
Очередная война, вспыхнувшая на Ближнем Востоке, делает обстановку в регионе еще более нестабильной и взрывоопасной. Обострение обстановки в Сирии станет очередным испытанием для отношений между Москвой и Анкарой. Что касается Вашингтона, то там официально заявили, что никакого отношения к действиям АТШ не имеют, добавив, что американцы будут защищать свои базы на территории Сирии всеми имеющимися средствами. Главное, чтобы это не переросло в использование активизации боевиков как предлога для действий, неблагоприятных и для Дамаска.