Снежная королева ряда секторов
Глава Банка России Эльвира Набиуллина на брифинге по итогам заседания совета директоров ЦБ в пятницу сообщила, что регулятор видит изменения, которых он добивался повышением процентной ставки. Это, конечно, будем говорить прямо, не вполне укладывается в голове, но главу главного российского банка радуют следующие результаты его деятельности: компании «оптимизируют» инвестиционные программы, «формируют более умеренные производственные планы», а в ряде секторов появились признаки охлаждения.
«В октябре и ноябре экономическая активность оставалась высокой. Ее поддерживал рост внутреннего спроса, в том числе потребительского. Во многом это результат накопленных эффектов бюджетного стимула, высокой кредитной активности в предыдущие месяцы и возросших доходов населения», — отметила Эльвира Набиуллина. — Но, подчеркнула председатель ЦБ, оперативные индикаторы «указывают на то, что ситуация постепенно меняется, в частности компании формируют более умеренные производственные планы, переносят сроки реализации и больше внимания уделяют приоритизации инвестиционных проектов, а также снижают планы по заимствованиям на следующий год».
В числе «охлаждающихся» секторов Эльвира Набиуллина назвала, в частности, строительную, угледобывающую и металлургическую отрасли. Это, добавила она, способствовало и некоторому снижению напряженности на рынке труда. Так, по ее словам, «появились предприятия, которые снизили спрос на рабочую силу». «В результате этого усиливается переток сотрудников из одних отраслей в другие, где по-прежнему есть значительный дефицит трудовых ресурсов. Этот процесс ведет к ослаблению давления на рынке труда», — отметила руководитель Банка России.
Эти процессы подтвердил и глава Минфина Антон Силуанов, который сообщил, что некоторое охлаждение спроса — результат ранее принятых регулятором мер, и именно это позволило в декабре принять решение не повышать ставку. «Сейчас видно, что спрос охлаждается, темпы потребительского кредитования еще и раньше снижались, а сейчас мы видим, и корпоративное кредитование тоже притормаживает. Это сигнал для Центрального банка, что меры сработали. И Центральный банк не стал ужесточать денежно-кредитную политику. Вот, собственно, в этом и суть сегодняшнего решения», — сказал Антон Силуанов журналистам по итогам заседания ЦБ в пятницу.
Необходимо напомнить, что «мандат ЦБ» не предполагает его влияния на промышленность. Напротив, много говорилось о том, что у нас главный банк не стремится принять на себя ответственность за рост производства. Напротив, он трактует свою законодательно определенную зону ответственности, очерченную финансовыми вопросами, предельно узко, не беря, скажем строгих обязательств в отношении курса рубля (хотя в гл. 3 Закона о ЦБ РФ можно обнаружить не меньше оснований отвечать за него, чем за инфляцию).
Но не беря на себя обязательств, или менее формально — миссии бороться за производственную активность, бороться против нее, оказывается, можно и даже нужно. Именно ее снижение, а не инфляции (и даже не кредитования) попало в фокус учитываемых показателей. Да, в сиюминутном практическом плане это хорошо, так как инфляция-то не снизилась, и если бы ждать этого снижения, то и ставку могли бы все-таки поднять. Но стратегически соглашаться с тем, что «охлаждение» отраслей, отказ промышленников от более амбициозных производственных планов можно ставить в заслугу регулирующим институтам было бы все же странно, нет? А если инфляцию таким способом победить и не удастся? А рост, тем временем, почти побежден уже.
Прежде усмотрение в деятельности ЦБ линии на ограничение темпов промышленного роста считалось уделом завзятых критиков политики этого учреждения. Но теперь финансовые власти как-то «расчехлились» и де-факто замена цели достижения финансовой стабильности целью притормаживания экономики «озвучивается» прямо.
«Ставка нужна другая, чтобы у нас открывались новые производства»
Участники рынка все как один ждут снижения ставки ЦБ. «Когда я слышу риторику Центробанка, у меня складывается впечатление, что это доклад какого-то финансового учреждения ЕС или американского Минфина о том, как удачно они повлияли и замедлили развитие российской экономики, как она охладилась в ряде секторов, — говорит председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза. — Это просто диссонанс: наш ЦБ ставит себе в заслугу то, что он охладил целый ряд секторов нашей же экономики. Совершенно ясно, чем он охладил – кредитной ставкой».
Теперь никому не интересно брать деньги на развитие, потому что реальная ставка на сегодня уже около 30%. А у всех, кто имеет накопления, сейчас нет интереса вкладывать их в реальный бизнес, ведь они могут получать очень высокий, чистый и безрисковый доход на вкладах и депозитах, отмечает эксперт. «Я уверен, что текущая ключевая ставка должна стать пиковой и в следующем году только снижаться, поскольку охлаждение экономики – это не самоцель. Тем более, это охлаждение не привело к снижению инфляции. Более того, по ряду потребительских товаров она растет», — добавляет Владимир Гамза.
Не лучшим образом ситуация складывается в секторе недвижимости. Очередное повышение ключевой ставки, если ЦБ на него пойдет, может сказаться на рынке жилья и на покупательной способности граждан, уверен первый заместитель председателя комитета ГД по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. По его словам, «ключевая ставка нужна другая, чтобы у нас открывались новые производства». «Ипотека, если откровенно говорить, просто остановилась. Все застройщики начинают морозить строительные площадки, останавливать и тормозить свои темпы строительства. Если нет спроса, для кого строить? Никакого снижения стоимости квадратного метра не будет из-за всех этих действий. К сожалению, можно предполагать только увеличение», — отмечает депутат.
Но, к счастью, и массового банкротства застройщиков по китайскому сценарию в России не будет, уверен Владимир Кошелев, так как рынок IPO не закрепился в стране. «Как правило, китайские банкротства массовые шли почему? Застройщик набирает строительные площадки, и его акции котируются, сколько квадратных метров у него находится в стройке, и неважно, продал он их или не продал. В России таких вещей практически нет ни у кого», — указывает эксперт.
При наличии дисбаланса по проданным квартирам, проблемный объект будет достроен за счет банковских средств. «Сам объект для людей достроится. На это деньги у банка просто заложены, когда он открывает проектное финансирование. Он обязан зарезервировать данную сумму. Это есть. Но, естественно, у банка возникают сложные отношения с застройщиком. И станут договариваться: либо банк будет банкротить данного застройщика, либо договорятся, возьмут убытки друг на друга и после того, как ставка вернется в нормальное состояние, начнут заново работать», — рассказывает Владимир Кошелев.
На очередном заседании совета директоров Центробанка, ключевая ставка ЦБ осталась неизменной – на уровне 21% годовых напоминает Николай Вавилов, специалист департамента стратегических исследований компании ТР. Он подтверждает, что ужесточение ДКП дало ожидаемые (в логике ЦБ) результаты. «И если спрос населения на товары и экономическая активность предприятий в будущем году также будет демонстрировать снижение, а инфляция начнет замедляться, то к следующему заседанию совета директоров ключевая ставка ЦБ может начать снижаться до приемлемых на тот момент уровней, естественно при наличии подтверждающих макроэкономических индикаторов», — говорит эксперт.
Будет ли так? Или как-то иначе? «Если бы знать, если бы знать!» (А. Чехов, Три сестры).