Рэйчел Ривз, первая женщина на посту канцлера казначейства Великобритании (министра финансов) за его 800-летнюю историю существования, вошла в кабинет Кира Стармера в немалой степени благодаря обещаниям, что она обеспечит экономический рост и экономическую безопасность королевства и стабилизирует британскую финансовую систему. С тех пор прошли полгода: ее проект трещит по швам, а она, не исключено, находится на грани увольнения.
В данный момент Рэйчел Ривз изо всех сил пытается сохранить быстро убывающее доверие финансовых рынков к Великобритании, с которой и началась последняя массовая распродажа гособлигаций. Причиной распродажи стал бунт инвесторов, недовольных резким ростом стоимости заимствований. Так, доходность самых популярных – 10-летних гособлигаций (Gilt) на этой неделе взлетела до 16-летнего максимума. Одновременно с этим британская валюта – фунт стерлингов максимально снизился более чем за год. Если рост доходности гособлигаций продолжится, то экономике королевства не поздоровится. Если нынешний уровень доходности продержится достаточно долго, то это снизит британский ВВП в 2025 году почти на 0,3%.
По мнению Bloomberg, Ривз во многом виновата сама. В октябре прошлого года она, например, оставила явно недостаточный резерв в бюджете. 10 млрд фунтов сейчас практически все испарились из-за высоких процентных выплат по долгам, выросших из-за роста доходности.
Начало правления лейбористов, которые пришли к власти летом прошлого лета после 14-летнего перерыва, получилось крайне неудачным: экономический рост после их июльской победы резко замедлился, окончательно победить упрямую инфляцию тоже не удалось. Доверие бизнеса к новым властям резко снизилось сразу после того, как правительство подняло в октябре налоги более чем на 40 млрд фунтов. Ситуация в королевстве все больше напоминает печальные (для британцев) реформы Лиз Трасс, которые она попыталась осуществить за свое рекордно короткое пребывание на посту премьер-министра.
Многие экономисты считают, что главная беда лейбористов и Рэйчел Ривз в отсутствии доверия к ним со стороны инвесторов и бизнесменов. Они не верят планам канцлерши, пообещавшей резко повысить темпы роста экономики и тем самым снизить госдолг, который впервые за последние 60 лет приблизился к 100% от ВВП королевства. Мало кто сейчас верит и в обещания наконец взять под контроль инфляцию.
«В целом, рынок крайне скептически относится сейчас к способности правительства финансировать огромный фискальный дефицит,- комментирует ситуацию на туманном Альбионе глобальный экономист в JPMorgan Chase & Co. Нора Зентивани.- В следующие пару месяцев, если давление не ослабнет, им придется принимать какие-то решения».
Массовая распродажа гособлигаций, затронувшая как их доходность, так и национальную валюту, позволяет сделать вывод о массовом бегстве капиталов. Кстати, нечто подобное происходило во время валютного кризиса полувековой давности (1976).
Частично нынешние проблемы Великобритании объясняются тем, что британские финансисты слишком сильно понадеялись на иностранные инвестиции и финансы.
Кстати, кризис начался в отсутствие Рэйчел Ривз, которая уехала в Китай расширять связи с Пекином. Естественно, этот промах не остался не замеченным оппозицией, которая постарается использовать его с максимальной выгодой для себя.
Сейчас канцлерше необходимы как минимум 12 млрд фунтов, чтобы попытаться взять ситуацию под контроль, восстановить бюджетный резерв и остановить рост доходности гособлигаций. Она может, конечно, вновь поднять налоги, сократить расходы правительства, урезать расходы на «социалку», но, как нетрудно догадаться, все эти меры будут восприняты британцами в штыки, потому что во время предвыборной кампании лейбористы обещали покончить с экономией.
Ситуация очень сложная как для британских финансов и экономики, так и лично для Рэйчел Ривз. Многие экономисты уверены, что если ей не удастся успокоить рынки и взять ситуацию под контроль, то ее ждет увольнение.